Учебник А.Г. Мордковича «Алгебра и начала математического анализа» давно стал классикой среди пособий для старшеклассников. Его популярность объясняется не только качественным содержанием, но и структурированным подходом к изучению сложных тем алгебры и математического анализа. Этот задачник является неотъемлемой частью учебного процесса для подготовки к экзаменам, включая ЕГЭ.
ГДЗ 10-11 Класс Номер 1.5 Алгебра И Начала Математического Анализа Мордкович — Подробные Ответы
Найдите область определения функции:
а)
б)
в)
г)
Найти область определения функции:
а)
Область определения:
Ответ:
б)
Область определения:
Ответ:
в)
Область определения:
Ответ:
г)
Область определения:
Ответ:
а)
Шаг 1: Условие для области определения
Для того чтобы функция была определена, выражение под знаком корня должно быть неотрицательным (поскольку извлечение квадратного корня из отрицательных чисел в реальной области чисел не определено).
То есть, необходимо, чтобы:
Шаг 2: Разбор квадратичной функции
Для того чтобы решить неравенство, первым шагом найдем корни уравнения с помощью дискриминанта.
Дискриминант () для квадратного уравнения равен:
В нашем случае , , . Подставляем значения:
Поскольку дискриминант положителен, уравнение имеет два различных корня. Используем формулу для нахождения корней квадратного уравнения:
Подставляем значения:
Шаг 3: Разложение на множители
Теперь, когда мы нашли корни, можем разложить выражение на множители:
Шаг 4: Исследование знака выражения
Необходимо решить неравенство:
Для этого нужно исследовать знак произведения на интервалах, определяемых корнями и . Разбиваем числовую ось на три интервала: , и .
- На интервале оба множителя и отрицательны, их произведение положительно.
- На интервале множитель положителен, а отрицателен, их произведение отрицательно.
- На интервале оба множителя и положительны, их произведение положительно.
Таким образом, решение неравенства — это:
Шаг 5: Описание области определения
Ответ: область определения функции:
б)
Шаг 1: Условие для области определения
Функция будет определена, если знаменатель выражения не равен нулю, а также если под корнем стоит неотрицательное число. То есть нужно, чтобы:
Почему строго больше нуля? Потому что знаменатель не может быть равен нулю, а также не может быть отрицательным (так как корень из отрицательного числа в области действительных чисел не существует).
Шаг 2: Решение неравенства
Решим неравенство:
Разлагаем его на множители:
Теперь решаем это неравенство. Чтобы понять, на каких интервалах произведение больше нуля, рассматриваем следующие интервалы:
- ,
- ,
- .
- На интервале оба множителя отрицательны, произведение положительное.
- На интервале множители имеют противоположные знаки, произведение отрицательное.
- На интервале оба множителя положительны, произведение положительное.
Таким образом, решение неравенства — это:
Шаг 3: Описание области определения
Ответ: область определения функции:
в)
Шаг 1: Условие для области определения
Для того чтобы функция была определена, выражение под корнем должно быть неотрицательным:
Шаг 2: Решение неравенства
Для решения этого неравенства найдем корни уравнения с помощью дискриминанта.
Дискриминант:
Корни уравнения:
Шаг 3: Разложение на множители
Теперь, когда мы нашли корни, можем разложить выражение на множители:
Шаг 4: Исследование знака выражения
Необходимо решить неравенство:
Для этого рассматривали интервалы:
- ,
- ,
- .
- На интервале оба множителя отрицательны, их произведение положительно.
- На интервале множители имеют противоположные знаки, произведение отрицательное.
- На интервале оба множителя положительны, их произведение положительно.
Таким образом, решение неравенства — это:
Шаг 5: Описание области определения
Ответ: область определения функции:
г)
Шаг 1: Условие для области определения
Для того чтобы функция была определена, под корнем не может быть отрицательное число, и знаменатель не может быть равен нулю:
Шаг 2: Решение неравенства
Решим неравенство:
Перепишем его как:
Извлекаем корень:
Шаг 3: Описание области определения
Ответ: область определения функции:
Итоговые ответы:
а) .
б) .
в) .
г) .