1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Мордкович 10-11 Класс Алгебра И Начала Математического Анализа Задачник 📕 — Все Части
Алгебра
10-11 класс задачник алгебра и начала математического анализа Мордкович
10 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
А.Г. Мордкович, П. В. Семенов.
Год
2015-2020.
Издательство
Мнемозина.
Описание

Учебник А.Г. Мордковича «Алгебра и начала математического анализа» давно стал классикой среди пособий для старшеклассников. Его популярность объясняется не только качественным содержанием, но и структурированным подходом к изучению сложных тем алгебры и математического анализа. Этот задачник является неотъемлемой частью учебного процесса для подготовки к экзаменам, включая ЕГЭ.

ГДЗ 10-11 Класс Номер 34.11 Алгебра И Начала Математического Анализа Мордкович — Подробные Ответы

Задача

а)

{y=x41y=x22x8

б)

{y=2x3y=10x16x2

Краткий ответ:

Определить число решений системы уравнений:

а)

{y=x41y=x22x8\begin{cases} y = \sqrt[4]{x} — 1 \\ y = x^2 — 2x — 8 \end{cases}

y=x22x8y = x^2 — 2x — 8 — уравнение параболы:

x0=b2a=221=22=1;x_0 = -\frac{b}{2a} = -\frac{-2}{2 \cdot 1} = \frac{2}{2} = 1; y0=12218=128=9;y_0 = 1^2 — 2 \cdot 1 — 8 = 1 — 2 — 8 = -9; x234y850\begin{array}{|c|c|c|c|} \hline x & 2 & 3 & 4 \\ \hline y & -8 & -5 & 0 \\ \hline \end{array}

Графики функций:

Ответ: 1 решение.

б)

{y=2x3y=10x16x2\begin{cases} y = 2\sqrt[3]{x} \\ y = 10x — 16 — x^2 \end{cases}

y=x2+10x16y = -x^2 + 10x — 16 — уравнение параболы:

x0=b2a=102(1)=102=5;x_0 = -\frac{b}{2a} = -\frac{10}{2 \cdot (-1)} = \frac{10}{2} = 5; y0=1051652=501625=9;y_0 = 10 \cdot 5 — 16 — 5^2 = 50 — 16 — 25 = 9; x678y850\begin{array}{|c|c|c|c|} \hline x & 6 & 7 & 8 \\ \hline y & 8 & 5 & 0 \\ \hline \end{array}

Графики функций:

Ответ: 2 решения.

Подробный ответ:

а)

{y=x41y=x22x8\begin{cases} y = \sqrt[4]{x} — 1 \\ y = x^2 — 2x — 8 \end{cases}

Шаг 1: Анализ функции y=x41y = \sqrt[4]{x} — 1

  • Это трансформированная корневая функция четвёртой степени:

    y=x1/41y = x^{1/4} — 1

  • Область определения (ОДЗ):
    Корень четвёртой степени x1/4x^{1/4} определён только при x0x \geq 0.
  • Область значений:

    x1/40y=x1/411x^{1/4} \geq 0 \Rightarrow y = x^{1/4} — 1 \geq -1

  • Характер графика:
    • Начинается с точки (0,1)(0, -1), т.к. 04=0\sqrt[4]{0} = 0
    • Монотонно возрастает
    • Идёт только в первой четверти, потому что x0x \geq 0, y1y \geq -1

Шаг 2: Анализ функции y=x22x8y = x^2 — 2x — 8

  • Это парабола, открытая вверх, т.к. a=1>0a = 1 > 0
  • Координаты вершины параболы:

    x0=b2a=221=1x_0 = -\frac{b}{2a} = -\frac{-2}{2 \cdot 1} = 1 y0=12218=9y_0 = 1^2 — 2 \cdot 1 — 8 = -9

    → Вершина: (1,9)(1, -9)

  • Форма и расположение графика:
    • Ветви вверх
    • Минимум в точке (1,9)(1, -9)
    • Значения функции меньше 0 вблизи вершины, затем возрастают
  • Таблица значений (дана):

    x234y850\begin{array}{|c|c|c|c|} \hline x & 2 & 3 & 4 \\ \hline y & -8 & -5 & 0 \\ \hline \end{array}

Шаг 3: Ищем точки пересечения — решаем систему

Ищем такие xx, при которых:

x41=x22x8\sqrt[4]{x} — 1 = x^2 — 2x — 8

Рассмотрим ОДЗ: x0x \geq 0, так как в первом уравнении есть корень четной степени.

Подставим несколько значений:

  • x=0x = 0:
    • Левая часть: 041=1\sqrt[4]{0} — 1 = -1
    • Правая часть: 02208=80^2 — 2\cdot0 — 8 = -8 → не совпадает
  • x=4x = 4:
    • Левая: 441=441.4141=0.414\sqrt[4]{4} — 1 = \sqrt[4]{4} \approx 1.414 — 1 = 0.414
    • Правая: 1688=016 — 8 — 8 = 0 → не совпадает
  • x=5x = 5:
    • 541.495\sqrt[4]{5} \approx 1.495, y0.495y \approx 0.495
    • Правая: 25108=725 — 10 — 8 = 7 → больше

Значения пока не совпадают. Проверим, где графики могут пересекаться.

Геометрически:

  • Первая функция возрастает от 1-1 вверх (медленно)
  • Парабола убывает до x=1x = 1, потом возрастает
  • Следовательно, возможное пересечение — там, где парабола поднимается к нулю и выше, т.е. при x>3x > 3

Подставим x=4x = 4 (из таблицы):

  • y=4410.414y = \sqrt[4]{4} — 1 \approx 0.414
  • y=0y = 0 по параболе → они близко

Между x=4x = 4 и x=5x = 5 прямая y=x41y = \sqrt[4]{x} — 1 возрастает
И парабола возрастает — графики пересекаются в одной точке

Вывод:

Графики пересекаются один раз при x>4x > 4, где обе функции возрастают и имеют одно общее значение

Ответ: 1 решение

б)

{y=2x3y=10x16x2\begin{cases} y = 2\sqrt[3]{x} \\ y = 10x — 16 — x^2 \end{cases}

Шаг 1: Первая функция — y=2x3y = 2\sqrt[3]{x}

  • Это кубический корень, умноженный на 2:

    y=2x1/3y = 2x^{1/3}

  • Область определения:
    Кубический корень определён при любом xRx \in \mathbb{R}
  • Характер графика:
    • Возрастает на всей области определения
    • Симметричен относительно начала координат
    • Прямая, но слегка изгибается — проходит через (0, 0)

Шаг 2: Вторая функция — y=10x16x2y = 10x — 16 — x^2

  • Преобразуем:

    y=x2+10x16y = -x^2 + 10x — 16

  • Это парабола, открытая вниз (коэффициент a=1a = -1)
  • Вершина параболы:

    x0=b2a=102(1)=5x_0 = -\frac{b}{2a} = -\frac{10}{2 \cdot (-1)} = 5 y0=52+10516=25+5016=9y_0 = -5^2 + 10\cdot5 — 16 = -25 + 50 — 16 = 9

  • Значит, парабола имеет максимум в точке (5,9)(5, 9)
  • Таблица значений:

    x678y850\begin{array}{|c|c|c|c|} \hline x & 6 & 7 & 8 \\ \hline y & 8 & 5 & 0 \\ \hline \end{array}

Шаг 3: Решаем систему уравнений

2x3=x2+10x162\sqrt[3]{x} = -x^2 + 10x — 16

Анализ пересечения графиков

  • Функция y=2x3y = 2\sqrt[3]{x}:
    • Возрастает медленно
    • При x=0x = 0: y=0y = 0
    • При x=1x = 1: y=2y = 2
    • При x=8x = 8: y=283=22=4y = 2 \cdot \sqrt[3]{8} = 2 \cdot 2 = 4
  • Парабола:
    • При x=5x = 5: y=9y = 9
    • При x=6x = 6: y=8y = 8
    • При x=7x = 7: y=5y = 5
    • При x=8x = 8: y=0y = 0

→ Значит, парабола убывает от x=5x = 5 до x=8x = 8, и пересекает возрастающую кривую y=2x3y = 2\sqrt[3]{x} в этом диапазоне

Графически:

  • Первая точка пересечения — примерно при x1x \approx 1:
    • 213=22\sqrt[3]{1} = 2,
    • Парабола: 1011612=10161=710\cdot1 — 16 — 1^2 = 10 — 16 — 1 = -7 → не подходит
  • Пробуем x=2x = 2:
    • y=22321.26=2.52y = 2\cdot\sqrt[3]{2} \approx 2 \cdot 1.26 = 2.52
    • Парабола: 102164=20164=010\cdot2 — 16 — 4 = 20 — 16 — 4 = 0
  • Пробуем x=3x = 3:
    • 23321.44=2.882\sqrt[3]{3} \approx 2 \cdot 1.44 = 2.88
    • Парабола: 30169=530 — 16 — 9 = 5

→ Похоже, пересечение происходит между x=2x = 2 и x=3x = 3

А также:

  • Пробуем x=7x = 7:
    • 27321.913=3.8262\cdot \sqrt[3]{7} \approx 2 \cdot 1.913 = 3.826
    • Парабола: 5 → выше
  • Пробуем x=8x = 8:
    • 283=42 \cdot \sqrt[3]{8} = 4
    • Парабола: 0 → ниже

→ Второе пересечение между x=7x = 7 и x=8x = 8

Вывод:

Два пересечения:

  • Одно — при x(2,3)x \in (2, 3)
  • Второе — при x(7,8)x \in (7, 8)

Ответ: 2 решения

Итоговые ответы:

а) 1 решение
б) 2 решения



Общая оценка
4.1 / 5
Комментарии
Другие предметы