Учебник А.Г. Мордковича «Алгебра и начала математического анализа» давно стал классикой среди пособий для старшеклассников. Его популярность объясняется не только качественным содержанием, но и структурированным подходом к изучению сложных тем алгебры и математического анализа. Этот задачник является неотъемлемой частью учебного процесса для подготовки к экзаменам, включая ЕГЭ.
ГДЗ 10-11 Класс Номер 4.18 Алгебра И Начала Математического Анализа Мордкович — Подробные Ответы
Какой четверти числовой окружности принадлежит точка, соответствующая числу:
а) 5;
б) -5;
в) 8;
г) -8.
Какой четверти числовой окружности принадлежит точка, соответствующая числу:
а) 5;
3,1 < π < 3,2;
6,2 < 2π < 6,4;
4,65 < < 4,8;
< 5 < 2π;
Ответ: IV.
б) –5;
3,1 < π < 3,2;
6,2 < 2π < 6,4;
4,65 < < 4,8;
< 5 < 2π;
–2π < –5 < ;
0 < 2π – 5 < ;
Ответ: I.
в) 8;
3,1 < π < 3,2;
7,75 < < 8;
9,3 < 3π < 9,6;
< 8 < 3π;
< 8 – 2π < π;
Ответ: II.
г) –8;
3,1 < π < 3,2;
7,75 < < 8;
9,3 < 3π < 9,6;
< 8 < 3π;
–3π < –8 < ;
π < 4π – 8 < ;
Ответ: III.
Любое число соответствует точке на числовой окружности (единичной окружности), если идти от положительного направления оси на угол радиан: против часовой — если , по часовой — если .
Углы, отличающиеся на (), дают одну и ту же точку. Поэтому удобно привести угол к промежутку (или ) — это называется редукцией по модулю .
Границы четвертей в радианах:
- I четверть: ,
- II четверть: ,
- III четверть: ,
- IV четверть: .
а)
Шаг 1. Поместим 5 в коридор между ближайшими кратными
По оценкам:
То есть
Шаг 2. Сопоставим с четвертями
Интервал — это ровно IV четверть.
Вывод для (а): IV.
(Эквивалентно можно посмотреть «опорный» угол: , значит точка в IV четверти.)
б)
Есть два равноценных пути: либо крутиться по часовой стрелке на 5, либо прибавить (или несколько раз по ), чтобы попасть в .
Шаг 1. Сравним с отрицательными кратными
Из и получаем:
То есть
Шаг 2. Приведём к
Прибавим ко всем частям неравенства:
Следовательно, приведённый угол лежит в I четверти.
Вывод для (б): I.
(Эквивалент: I четверть.)
в)
Шаг 1. Найдём соседние кратные
Пользуемся оценками:
То есть
Также заметим, что , значит . Привести к можно так: .
Шаг 2. Уточним положение
Вычитаем из найденного коридора :
Интервал — это II четверть.
Вывод для (в): II.
г)
Шаг 1. Сравним с отрицательными кратными
Используем:
Значит
Шаг 2. Приведём к (или , а затем к )
Одного прибавления мало: — всё ещё отрицательный. Прибавим (то есть ещё ):
Прибавляя к неравенству , получаем
То есть приведённый угол лежит между и .
Это ровно III четверть.
Вывод для (г): III.