
Учебник А.Г. Мордковича «Алгебра и начала математического анализа» давно стал классикой среди пособий для старшеклассников. Его популярность объясняется не только качественным содержанием, но и структурированным подходом к изучению сложных тем алгебры и математического анализа. Этот задачник является неотъемлемой частью учебного процесса для подготовки к экзаменам, включая ЕГЭ.
ГДЗ 10-11 Класс Номер 56.11 Алгебра И Начала Математического Анализа Мордкович — Подробные Ответы
а) \( \sqrt{x^{5}}-3 \sqrt{x^{3}}-18 \sqrt{x}=0 \)
б) \( \sqrt[4]{x^{9}}-2 \sqrt[4]{x^{5}}-15 \sqrt[4]{x}=0 \)
Решить уравнение методом разложения на множители:
а) \( \sqrt{x^{5}}-3 \sqrt{x^{3}}-18 \sqrt{x}=0 \)
\( \sqrt{x} \cdot\left(\sqrt{x^{4}}-3 \sqrt{x^{2}}-18\right)=0 \)
\( \sqrt{x} \cdot\left(x^{2}-3 x-18\right)=0 \)
Первое уравнение:
\( \sqrt{x}=0 \)
\( x=0 \)
Второе уравнение:
\( x^{2}-3 x-18=0 \)
\( D=3^{2}+4 \cdot 18=9+72=81 \), тогда:
\( x_{1}=(3-9)/2=-3 \) и \( x_{2}=(3+9)/2=6 \)
Выражение имеет смысл при:
\( x \geq 0 \)
Ответ: 0; 6.
б) \( \sqrt[4]{x^{9}}-2 \sqrt[4]{x^{5}}-15 \sqrt[4]{x}=0 \)
\( \sqrt[4]{x} \cdot\left(\sqrt[4]{x^{8}}-2 \sqrt[4]{x^{4}}-15\right)=0 \)
\( \sqrt[4]{x} \cdot\left(x^{2}-2 x-15\right)=0 \)
Первое уравнение:
\( \sqrt[4]{x}=0 \)
\( x=0 \)
Второе уравнение:
\( x^{2}-2 x-15=0 \)
\( D=2^{2}+4 \cdot 15=4+60=64 \), тогда:
\( x_{1}=(2-8)/2=-3 \) и \( x_{2}=(2+8)/2=5 \)
Выражение имеет смысл при:
\( x \geq 0 \)
Ответ: 0; 5.
а) \(\sqrt{x^{5}} — 3\sqrt{x^{3}} — 18\sqrt{x} = 0\)
Шаг 1. Распишем корни по свойству: \(\sqrt{x^n} = x^{n/2}\)
\(\sqrt{x^{5}} = x^{5/2}\), \(\sqrt{x^{3}} = x^{3/2}\), \(\sqrt{x} = x^{1/2}\)
Итак, имеем:
\(x^{5/2} — 3x^{3/2} — 18x^{1/2} = 0\)
Шаг 2. Вынесем общий множитель \(x^{1/2}\) за скобки:
\(x^{1/2} \cdot \left(x^{2} — 3x — 18\right) = 0\)
Так как произведение двух множителей равно нулю, то приравниваем каждый к нулю:
1) \(x^{1/2} = 0\)
\(\Rightarrow \sqrt{x} = 0\)
\(\Rightarrow x = 0\)
2) \(x^{2} — 3x — 18 = 0\)
Решим квадратное уравнение по формуле:
\(D = (-3)^2 — 4 \cdot 1 \cdot (-18) = 9 + 72 = 81\)
Корни уравнения:
\(x_{1} = \frac{-(-3) — \sqrt{81}}{2 \cdot 1} = \frac{3 — 9}{2} = \frac{-6}{2} = -3\)
\(x_{2} = \frac{-(-3) + \sqrt{81}}{2 \cdot 1} = \frac{3 + 9}{2} = \frac{12}{2} = 6\)
Промежуточный результат: \(x = 0\), \(x = -3\), \(x = 6\)
Шаг 3. Учтём область допустимых значений (ОДЗ):
Подкоренное выражение \(\sqrt{x}\) определено при \(x \geq 0\)
Следовательно, \(x = -3\) — не подходит
Ответ: \(0;\ 6\)
б) \(\sqrt[4]{x^{9}} — 2\sqrt[4]{x^{5}} — 15\sqrt[4]{x} = 0\)
Шаг 1. Распишем корни по свойству: \(\sqrt[4]{x^n} = x^{n/4}\)
\(\sqrt[4]{x^{9}} = x^{9/4}\), \(\sqrt[4]{x^{5}} = x^{5/4}\), \(\sqrt[4]{x} = x^{1/4}\)
Итак, уравнение принимает вид:
\(x^{9/4} — 2x^{5/4} — 15x^{1/4} = 0\)
Шаг 2. Вынесем общий множитель \(x^{1/4}\) за скобки:
\(x^{1/4} \cdot \left(x^{2} — 2x — 15\right) = 0\)
Рассмотрим каждую часть уравнения отдельно:
1) \(x^{1/4} = 0\)
\(\Rightarrow \sqrt[4]{x} = 0\)
\(\Rightarrow x = 0\)
2) \(x^{2} — 2x — 15 = 0\)
Решим квадратное уравнение:
\(D = (-2)^2 — 4 \cdot 1 \cdot (-15) = 4 + 60 = 64\)
Корни:
\(x_{1} = \frac{-(-2) — \sqrt{64}}{2 \cdot 1} = \frac{2 — 8}{2} = \frac{-6}{2} = -3\)
\(x_{2} = \frac{-(-2) + \sqrt{64}}{2 \cdot 1} = \frac{2 + 8}{2} = \frac{10}{2} = 5\)
Промежуточный результат: \(x = 0\), \(x = -3\), \(x = 5\)
Шаг 3. Проверим область допустимых значений:
Подкоренное выражение \(\sqrt[4]{x}\) определено при \(x \geq 0\)
Значение \(x = -3\) не удовлетворяет ОДЗ
Ответ: \(0;\ 5\)
