
Учебник А.Г. Мордковича «Алгебра и начала математического анализа» давно стал классикой среди пособий для старшеклассников. Его популярность объясняется не только качественным содержанием, но и структурированным подходом к изучению сложных тем алгебры и математического анализа. Этот задачник является неотъемлемой частью учебного процесса для подготовки к экзаменам, включая ЕГЭ.
ГДЗ 10-11 Класс Номер 56.15 Алгебра И Начала Математического Анализа Мордкович — Подробные Ответы
Решите уравнение методом введения новой переменной:
а) \( 8x^6 + 7x^3 — 1 = 0 \);
б) \( x^8 + 3x^4 — 4 = 0 \)
Решить уравнение методом введения новой переменной:
а) \( 8x^6 + 7x^3 — 1 = 0 \);
Пусть \( y = x^3 \), тогда:
\( 8y^2 + 7y — 1 = 0 \);
\( D = 7^2 + 4 \cdot 8 = 49 + 32 = 81 \), тогда:
\( y_1 = \frac{-7 — 9}{2 \cdot 8} = \frac{-16}{16} = -1 \);
\( y_2 = \frac{-7 + 9}{2 \cdot 8} = \frac{2}{16} = \frac{1}{8} \);
Первое значение:
\( x^3 = -1 \);
\( x = \sqrt[3]{-1} = -1 \);
Второе значение:
\( x^3 = \frac{1}{8} \);
\( x^3 = \left( \frac{1}{2} \right)^3 \);
\( x = \frac{1}{2} = 0{,}5 \);
Ответ: \( -1; \ 0{,}5 \).
б) \( x^8 + 3x^4 — 4 = 0 \);
Пусть \( y = x^4 \), тогда:
\( y^2 + 3y — 4 = 0 \);
\( D = 3^2 + 4 \cdot 4 = 9 + 16 = 25 \), тогда:
\( y_1 = \frac{-3 — 5}{2} = -4 \quad \text{и} \quad y_2 = \frac{-3 + 5}{2} = 1 \);
Первое значение:
\( x^4 = -4 \);
\( x \in ø \);
Второе значение:
\( x^4 = 1 \);
\( x = \pm \sqrt[4]{1} = \pm 1 \);
Ответ: \( \pm 1 \).
а) \( 8x^6 + 7x^3 — 1 = 0 \)
Пусть \( y = x^3 \). Тогда исходное уравнение примет вид:
\( 8y^2 + 7y — 1 = 0 \)
Решим полученное квадратное уравнение по формуле:
\( D = b^2 — 4ac = 7^2 — 4 \cdot 8 \cdot (-1) = 49 + 32 = 81 \)
Так как дискриминант положителен, уравнение имеет два корня:
\( y_1 = \frac{-7 — \sqrt{81}}{2 \cdot 8} = \frac{-7 — 9}{16} = \frac{-16}{16} = -1 \)
\( y_2 = \frac{-7 + \sqrt{81}}{2 \cdot 8} = \frac{-7 + 9}{16} = \frac{2}{16} = \frac{1}{8} \)
Теперь вернёмся к переменной \( x \):
Первое значение:
\( x^3 = -1 \Rightarrow x = \sqrt[3]{-1} = -1 \)
Второе значение:
\( x^3 = \frac{1}{8} \Rightarrow x = \sqrt[3]{\frac{1}{8}} = \sqrt[3]{\left( \frac{1}{2} \right)^3} = \frac{1}{2} \)
\( \frac{1}{2} = 0{,}5 \)
Ответ: \( -1; \ 0{,}5 \)
б) \( x^8 + 3x^4 — 4 = 0 \)
Пусть \( y = x^4 \). Тогда уравнение преобразуется в:
\( y^2 + 3y — 4 = 0 \)
Найдём дискриминант:
\( D = 3^2 — 4 \cdot 1 \cdot (-4) = 9 + 16 = 25 \)
Корни уравнения:
\( y_1 = \frac{-3 — \sqrt{25}}{2} = \frac{-3 — 5}{2} = \frac{-8}{2} = -4 \)
\( y_2 = \frac{-3 + \sqrt{25}}{2} = \frac{-3 + 5}{2} = \frac{2}{2} = 1 \)
Переходим обратно к переменной \( x \):
Первое значение:
\( x^4 = -4 \). Так как четная степень не может быть отрицательной при вещественных \( x \), решений нет:
\( x \in ø \)
Второе значение:
\( x^4 = 1 \Rightarrow x = \pm \sqrt[4]{1} = \pm 1 \)
Ответ: \( \pm 1 \)
