1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Мордкович 10-11 Класс Алгебра И Начала Математического Анализа Задачник 📕 — Все Части
Алгебра
10-11 класс задачник алгебра и начала математического анализа Мордкович
10 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
А.Г. Мордкович, П. В. Семенов.
Год
2015-2020.
Издательство
Мнемозина.
Описание

Учебник А.Г. Мордковича «Алгебра и начала математического анализа» давно стал классикой среди пособий для старшеклассников. Его популярность объясняется не только качественным содержанием, но и структурированным подходом к изучению сложных тем алгебры и математического анализа. Этот задачник является неотъемлемой частью учебного процесса для подготовки к экзаменам, включая ЕГЭ.

ГДЗ 10-11 Класс Номер 56.32 Алгебра И Начала Математического Анализа Мордкович — Подробные Ответы

Задача

а) \( x^{2}-4x-6=\sqrt{2x^{2}-8x+12} \);

б) \( \sqrt{x^{2}-3x+5}+x^{2}=3x+7 \)

Краткий ответ:

Решить уравнение:

а) \( x^{2}-4x-6=\sqrt{2x^{2}-8x+12} \);

Пусть \( y=\sqrt{2x^{2}-8x+12} \), тогда:

\( y^{2}=2x^{2}-8x+12 \);

\( 2x^{2}-8x=y^{2}-12 \);

\( x^{2}-4x=\frac{y^{2}}{2}-6 \);

Подставим значение \( y \):

\( \frac{y^{2}}{2}-6-6=y \);

\( y^{2}-12\cdot2-2y=0 \);

\( y^{2}-2y-24=0 \);

\( D=2^{2}+4\cdot24=4+96=100 \), тогда:

\( y_{1}=\frac{2-10}{2}=-4 \) и \( y_{2}=\frac{2+10}{2}=6 \);

Первое значение:

\( \sqrt{2x^{2}-8x+12}=-4 \);

\( x \in ø \);

Второе значение:

\( \sqrt{2x^{2}-8x+12}=6 \);

\( 2x^{2}-8x+12=36 \);

\( 2x^{2}-8x-24=0 \);

\( x^{2}-4x-12=0 \);

\( D=4^{2}+4\cdot12=16+48=64 \), тогда:

\( x_{1}=\frac{4-8}{2}=-2 \) и \( x_{2}=\frac{4+8}{2}=6 \);

Ответ: \( -2 \); \( 6 \)

б) \( \sqrt{x^{2}-3x+5}+x^{2}=3x+7 \);

\( \sqrt{x^{2}-3x+5}+x^{2}-3x-7=0 \);

Пусть \( y=\sqrt{x^{2}-3x+5} \), тогда:

\( y^{2}=x^{2}-3x+5 \);

\( x^{2}-3x=y^{2}-5 \);

Подставим значение \( y \):

\( y+y^{2}-5-7=0 \);

\( y^{2}+y-12=0 \);

\( D=1^{2}+4\cdot12=1+48=49 \), тогда:

\( y_{1}=\frac{-1-7}{2}=-4 \) и \( y_{2}=\frac{-1+7}{2}=3 \);

Первое значение:

\( \sqrt{x^{2}-3x+5}=-4 \);

\( x \in ø \);

Второе значение:

\( \sqrt{x^{2}-3x+5}=3 \);

\( x^{2}-3x+5=9 \);

\( x^{2}-3x-4=0 \);

\( D=3^{2}+4\cdot4=9+16=25 \), тогда:

\( x_{1}=\frac{3-5}{2}=-1 \) и \( x_{2}=\frac{3+5}{2}=4 \);

Ответ: \( -1 \); \( 4 \)

Подробный ответ:

а) \( x^{2} — 4x — 6 = \sqrt{2x^{2} — 8x + 12} \)

1. Найдём область допустимых значений:

\( 2x^{2} — 8x + 12 \geq 0 \)

Решим квадратное неравенство:

Найдём дискриминант: \( D = (-8)^{2} — 4 \cdot 2 \cdot 12 = 64 — 96 = -32 \)

Дискриминант отрицательный ⇒ выражение под корнем всегда положительно.

Следовательно, ОДЗ: любое \( x \in \mathbb{R} \)

2. Пусть \( y = \sqrt{2x^{2} — 8x + 12} \)

Тогда исходное уравнение примет вид:

\( x^{2} — 4x — 6 = y \)

3. Возведём обе части в квадрат:

\( (x^{2} — 4x — 6)^{2} = y^{2} \)

Но \( y^{2} = 2x^{2} — 8x + 12 \), поэтому:

\( (x^{2} — 4x — 6)^{2} = 2x^{2} — 8x + 12 \)

4. Раскроем левую часть:

\( (x^{2} — 4x — 6)^{2} = x^{4} — 8x^{3} + 4x^{2} + 48x + 36 \)

(можно свернуть или упростить, но в данном варианте решается другим способом — через подстановку)

Идём по исходному решению:

Подставим \( y = \sqrt{2x^{2} — 8x + 12} \) в правую часть:

\( x^{2} — 4x = \frac{y^{2}}{2} — 6 \)

Тогда полное уравнение:

\( \frac{y^{2}}{2} — 6 — 6 = y \)

\( \frac{y^{2}}{2} — 12 = y \)

Умножим обе части на 2:

\( y^{2} — 24 = 2y \)

Переносим всё в одну сторону:

\( y^{2} — 2y — 24 = 0 \)

5. Решим квадратное уравнение:

Дискриминант: \( D = (-2)^{2} + 4 \cdot 24 = 4 + 96 = 100 \)

Корни:

\( y_{1} = \frac{2 — 10}{2} = -4 \)

\( y_{2} = \frac{2 + 10}{2} = 6 \)

6. Проверим каждый корень:

Первый корень: \( y = -4 \)

\( \sqrt{2x^{2} — 8x + 12} = -4 \) — противоречие, т.к. корень не может быть отрицательным.

⇒ \( x \in ø \)

Второй корень: \( y = 6 \)

\( \sqrt{2x^{2} — 8x + 12} = 6 \)

Возводим в квадрат:

\( 2x^{2} — 8x + 12 = 36 \)

\( 2x^{2} — 8x — 24 = 0 \)

Разделим на 2:

\( x^{2} — 4x — 12 = 0 \)

Найдём дискриминант:

\( D = 16 + 48 = 64 \)

Корни:

\( x_{1} = \frac{4 — 8}{2} = -2 \)

\( x_{2} = \frac{4 + 8}{2} = 6 \)

Ответ: \( -2 \); \( 6 \)

б) \( \sqrt{x^{2} — 3x + 5} + x^{2} = 3x + 7 \)

1. Найдём область допустимых значений:

\( x^{2} — 3x + 5 \geq 0 \) — всегда верно (дискриминант отрицательный).

ОДЗ: любое \( x \in \mathbb{R} \)

2. Переносим всё в одну часть:

\( \sqrt{x^{2} — 3x + 5} + x^{2} — 3x — 7 = 0 \)

Пусть \( y = \sqrt{x^{2} — 3x + 5} \)

Тогда \( y^{2} = x^{2} — 3x + 5 \)

\( x^{2} — 3x = y^{2} — 5 \)

Подставим в уравнение:

\( y + y^{2} — 5 — 7 = 0 \)

\( y^{2} + y — 12 = 0 \)

Решим квадратное уравнение:

\( D = 1^{2} + 4 \cdot 12 = 1 + 48 = 49 \)

Корни:

\( y_{1} = \frac{-1 — 7}{2} = -4 \)

\( y_{2} = \frac{-1 + 7}{2} = 3 \)

Первый корень:

\( y = -4 \Rightarrow \sqrt{x^{2} — 3x + 5} = -4 \) — невозможно ⇒ \( x \in ø \)

Второй корень:

\( \sqrt{x^{2} — 3x + 5} = 3 \)

Возведём в квадрат:

\( x^{2} — 3x + 5 = 9 \)

\( x^{2} — 3x — 4 = 0 \)

Дискриминант: \( D = 9 + 16 = 25 \)

Корни:

\( x_{1} = \frac{3 — 5}{2} = -1 \)

\( x_{2} = \frac{3 + 5}{2} = 4 \)

Ответ: \( -1 \); \( 4 \)



Общая оценка
3.9 / 5
Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Другие предметы