1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Мордкович 10-11 Класс Алгебра И Начала Математического Анализа Задачник 📕 — Все Части
Алгебра
10-11 класс задачник алгебра и начала математического анализа Мордкович
10 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
А.Г. Мордкович, П. В. Семенов.
Год
2015-2020.
Издательство
Мнемозина.
Описание

Учебник А.Г. Мордковича «Алгебра и начала математического анализа» давно стал классикой среди пособий для старшеклассников. Его популярность объясняется не только качественным содержанием, но и структурированным подходом к изучению сложных тем алгебры и математического анализа. Этот задачник является неотъемлемой частью учебного процесса для подготовки к экзаменам, включая ЕГЭ.

ГДЗ 10-11 Класс Номер 57.16 Алгебра И Начала Математического Анализа Мордкович — Подробные Ответы

Задача

Решите неравенство методом введения новой переменной:

а) \(3^{2x} — 2 \cdot 3^x — 3 \geq 0\);

б) \(2 \cdot 5^{2x} — 5^x — 1 \leq 0\)

Краткий ответ:

Решить неравенство методом введения новой переменной:

а) \(3^{2x} — 2 \cdot 3^x — 3 \geq 0\);

Пусть \(y = 3^x\), тогда:

\(y^2 — 2y — 3 \geq 0\);

\(D = 2^2 + 4 \cdot 3 = 4 + 12 = 16\), тогда:

\(y_1 = \frac{2 — 4}{2} = -1\) и \(y_2 = \frac{2 + 4}{2} = 3\);

\((y + 1)(y — 3) \geq 0\);

\(y \leq -1\) или \(y \geq 3\);

Первое значение:

\(3^x \leq -1\);

\(x \in ø\);

Второе значение:

\(3^x \geq 3\);

\(x \geq 1\);

Ответ: \(x \in [1; +\infty)\).

б) \(2 \cdot 5^{2x} — 5^x — 1 \leq 0\);

Пусть \(y = 5^x\), тогда:

\(2y^2 — y — 1 \leq 0\);

\(D = 1^2 + 4 \cdot 2 = 1 + 8 = 9\), тогда:

\(y_1 = \frac{1 — 3}{2 \cdot 2} = -\frac{2}{4} = -0,5\);

\(y_2 = \frac{1 + 3}{2 \cdot 2} = \frac{4}{4} = 1\);

\((y + 0,5)(y — 1) \leq 0\);

\(-0,5 \leq y \leq 1\);

Первое значение:

\(5^x \geq -0,5\);

\(x \in R\);

Второе значение:

\(5^x \leq 1\);

\(5^x \leq 5^0\);

\(x \leq 0\);

Ответ: \(x \in (-\infty; 0]\).

Подробный ответ:

а) \(3^{2x} — 2 \cdot 3^x — 3 \geq 0\)

Шаг 1. Введем новую переменную \(y = 3^x\). Тогда \(3^{2x} = (3^x)^2 = y^2\). Подставим это в неравенство:

\(y^2 — 2y — 3 \geq 0\)

Шаг 2. Решим квадратное неравенство. Найдем дискриминант:

\(D = (-2)^2 — 4 \cdot 1 \cdot (-3)\)

\(D = 4 + 12 = 16\)

Шаг 3. Найдем корни квадратного уравнения:

\(y_1 = \frac{-(-2) — \sqrt{16}}{2 \cdot 1} = \frac{2 — 4}{2} = -1\)

\(y_2 = \frac{-(-2) + \sqrt{16}}{2 \cdot 1} = \frac{2 + 4}{2} = 3\)

Шаг 4. Разложим квадратный многочлен на множители:

\(y^2 — 2y — 3 = (y + 1)(y — 3)\)

Неравенство принимает вид:

\((y + 1)(y — 3) \geq 0\)

Шаг 5. Найдем промежутки, где произведение неотрицательно. Решаем методом интервалов:

Корни \(y_1 = -1\) и \(y_2 = 3\) делят числовую ось на три промежутка: \((-\infty; -1)\), \((-1; 3)\), \((3; +\infty)\).

Проверяем знак произведения на каждом из промежутков:

На промежутке \((-\infty; -1)\): обе скобки отрицательны, их произведение положительно.

На промежутке \((-1; 3)\): одна скобка отрицательна, другая положительна, их произведение отрицательно.

На промежутке \((3; +\infty)\): обе скобки положительны, их произведение положительно.

Таким образом, решение неравенства:

\(y \leq -1\) или \(y \geq 3\)

Шаг 6. Вернемся к исходной переменной \(y = 3^x\):

Первое значение: \(3^x \leq -1\). Это невозможно, так как \(3^x > 0\) при любом \(x \in R\). Следовательно, здесь решений нет.

Второе значение: \(3^x \geq 3\). Перепишем это как \(3^x \geq 3^1\). Поскольку функция \(3^x\) возрастает, получаем:

\(x \geq 1\)

Ответ: \(x \in [1; +\infty)\).

б) \(2 \cdot 5^{2x} — 5^x — 1 \leq 0\)

Шаг 1. Введем новую переменную \(y = 5^x\). Тогда \(5^{2x} = (5^x)^2 = y^2\). Подставим это в неравенство:

\(2y^2 — y — 1 \leq 0\)

Шаг 2. Решим квадратное неравенство. Найдем дискриминант:

\(D = (-1)^2 — 4 \cdot 2 \cdot (-1)\)

\(D = 1 + 8 = 9\)

Шаг 3. Найдем корни квадратного уравнения:

\(y_1 = \frac{-(-1) — \sqrt{9}}{2 \cdot 2} = \frac{1 — 3}{4} = -\frac{2}{4} = -0,5\)

\(y_2 = \frac{-(-1) + \sqrt{9}}{2 \cdot 2} = \frac{1 + 3}{4} = \frac{4}{4} = 1\)

Шаг 4. Разложим квадратный многочлен на множители:

\(2y^2 — y — 1 = 2(y + 0,5)(y — 1)\)

Неравенство принимает вид:

\(2(y + 0,5)(y — 1) \leq 0\)

Шаг 5. Найдем промежутки, где произведение неположительно. Решаем методом интервалов:

Корни \(y_1 = -0,5\) и \(y_2 = 1\) делят числовую ось на три промежутка: \((-\infty; -0,5)\), \((-0,5; 1)\), \((1; +\infty)\).

Проверяем знак произведения на каждом из промежутков:

На промежутке \((-\infty; -0,5)\): одна скобка отрицательна, другая отрицательна, их произведение положительно.

На промежутке \((-0,5; 1)\): одна скобка отрицательна, другая положительна, их произведение отрицательно.

На промежутке \((1; +\infty)\): обе скобки положительны, их произведение положительно.

Таким образом, решение неравенства:

\(-0,5 \leq y \leq 1\)

Шаг 6. Вернемся к исходной переменной \(y = 5^x\):

Первое значение: \(5^x \geq -0,5\). Это всегда выполняется, так как \(5^x > 0\) при любом \(x \in R\).

Второе значение: \(5^x \leq 1\). Перепишем это как \(5^x \leq 5^0\). Поскольку функция \(5^x\) возрастает, получаем:

\(x \leq 0\)

Ответ: \(x \in (-\infty; 0]\).



Общая оценка
5 / 5
Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Другие предметы