
Учебник А.Г. Мордковича «Алгебра и начала математического анализа» давно стал классикой среди пособий для старшеклассников. Его популярность объясняется не только качественным содержанием, но и структурированным подходом к изучению сложных тем алгебры и математического анализа. Этот задачник является неотъемлемой частью учебного процесса для подготовки к экзаменам, включая ЕГЭ.
ГДЗ 10-11 Класс Номер 57.19 Алгебра И Начала Математического Анализа Мордкович — Подробные Ответы
а) \( 3^x + 3^{-x+1} \leq 4 \);
б) \( 25^{-x} — 50 > 5^{-x+1} \)
Решить неравенство методом введения новой переменной:
а) \( 3^x + 3^{-x+1} \leq 4 \);
\( 3^x — 4 + \frac{3}{3^x} \leq 0 \);
Пусть \( y = 3^x \), тогда:
\( y — 4 + \frac{3}{y} \leq 0 \quad | \cdot y \);
\( y^2 — 4y + 3 \leq 0 \);
\( D = 4^2 — 4 \cdot 3 = 16 — 12 = 4 \), тогда:
\( y_1 = \frac{4 — 2}{2} = 1 \) и \( y_2 = \frac{4 + 2}{2} = 3 \);
\( (y — 1)(y — 3) \leq 0 \);
\( 1 \leq y \leq 3 \);
Вернем замену:
\( 1 \leq 3^x \leq 3 \);
\( 3^0 \leq 3^x \leq 3^1 \);
\( 0 \leq x \leq 1 \);
Ответ: \( x \in [0; 1] \).
б) \( 25^{-x} — 50 > 5^{-x+1} \);
\( (5^2)^{-x} — 5^{-x+1} — 50 > 0 \);
\( 5^{-2x} — 5 \cdot 5^{-x} — 50 > 0 \);
Пусть \( y = 5^{-x} \), тогда:
\( y^2 — 5y — 50 > 0 \);
\( D = 5^2 + 4 \cdot 50 = 25 + 200 = 225 \), тогда:
\( y_1 = \frac{5 — 15}{2} = -5 \) и \( y_2 = \frac{5 + 15}{2} = 10 \);
\( (y + 5)(y — 10) > 0 \);
\( y < -5 \) или \( y > 10 \);
Первое значение:
\( 5^{-x} < -5 \);
\( x \in ø \);
Второе значение:
\( 5^{-x} > 10 \);
\( \frac{1}{5^x} > 10 \);
\( 1 > 10 \cdot 5^x \);
\( 5^x < 0,1 \);
\( x < \log_5 0,1 \);
Ответ: \( x \in (-\infty; \log_5 0,1) \).
а) \( 3^x + 3^{-x+1} \leq 4 \)
Шаг 1. Преобразуем выражение:
\( 3^x + \frac{3}{3^x} \leq 4 \).
Перенесем \( 4 \) в левую часть:
\( 3^x — 4 + \frac{3}{3^x} \leq 0 \).
Шаг 2. Введем замену:
Пусть \( y = 3^x \), тогда \( \frac{3}{3^x} = \frac{3}{y} \).
Неравенство примет вид:
\( y — 4 + \frac{3}{y} \leq 0 \).
Шаг 3. Умножим обе части на \( y \) (при \( y > 0 \), так как \( 3^x > 0 \)):
\( y^2 — 4y + 3 \leq 0 \).
Шаг 4. Решим квадратное неравенство:
Для решения найдем дискриминант:
\( D = (-4)^2 — 4 \cdot 1 \cdot 3 = 16 — 12 = 4 \).
Корни квадратного уравнения:
\( y_1 = \frac{-(-4) — \sqrt{D}}{2 \cdot 1} = \frac{4 — 2}{2} = 1 \).
\( y_2 = \frac{-(-4) + \sqrt{D}}{2 \cdot 1} = \frac{4 + 2}{2} = 3 \).
Шаг 5. Разложим квадратное выражение на множители:
\( y^2 — 4y + 3 = (y — 1)(y — 3) \).
Неравенство принимает вид:
\( (y — 1)(y — 3) \leq 0 \).
Шаг 6. Найдем промежутки, где произведение неположительно:
Произведение двух множителей неположительно, если один из множителей положителен, а другой отрицателен, либо оба равны нулю.
Решение:
\( 1 \leq y \leq 3 \).
Шаг 7. Вернемся к исходной переменной:
\( 1 \leq 3^x \leq 3 \).
Преобразуем в степени тройки:
\( 3^0 \leq 3^x \leq 3^1 \).
Получаем:
\( 0 \leq x \leq 1 \).
Ответ: \( x \in [0; 1] \).
б) \( 25^{-x} — 50 > 5^{-x+1} \)
Шаг 1. Преобразуем выражение:
\( (5^2)^{-x} — 50 > 5^{-x+1} \).
Раскроем степени:
\( 5^{-2x} — 50 > 5 \cdot 5^{-x} \).
Перенесем \( 5 \cdot 5^{-x} \) в левую часть:
\( 5^{-2x} — 5 \cdot 5^{-x} — 50 > 0 \).
Шаг 2. Введем замену:
Пусть \( y = 5^{-x} \), тогда \( 5^{-2x} = y^2 \).
Неравенство примет вид:
\( y^2 — 5y — 50 > 0 \).
Шаг 3. Решим квадратное неравенство:
Для решения найдем дискриминант:
\( D = (-5)^2 — 4 \cdot 1 \cdot (-50) = 25 + 200 = 225 \).
Корни квадратного уравнения:
\( y_1 = \frac{-(-5) — \sqrt{D}}{2 \cdot 1} = \frac{5 — 15}{2} = -5 \).
\( y_2 = \frac{-(-5) + \sqrt{D}}{2 \cdot 1} = \frac{5 + 15}{2} = 10 \).
Шаг 4. Разложим квадратное выражение на множители:
\( y^2 — 5y — 50 = (y + 5)(y — 10) \).
Неравенство принимает вид:
\( (y + 5)(y — 10) > 0 \).
Шаг 5. Найдем промежутки, где произведение положительно:
Произведение двух множителей положительно, если оба множителя имеют одинаковый знак.
Решение:
\( y < -5 \) или \( y > 10 \).
Шаг 6. Вернемся к исходной переменной:
Первый случай: \( y < -5 \).
\( 5^{-x} < -5 \).
Корень отрицательного значения невозможен, следовательно:
\( x \in ø \).
Второй случай: \( y > 10 \).
\( 5^{-x} > 10 \).
Преобразуем выражение:
\( \frac{1}{5^x} > 10 \).
Умножим обе части на \( 5^x \):
\( 1 > 10 \cdot 5^x \).
Разделим обе части на \( 10 \):
\( 5^x < 0,1 \).
Преобразуем в логарифм:
\( x < \log_5 0,1 \).
Ответ: \( x \in (-\infty; \log_5 0,1) \).
