1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Мордкович 10-11 Класс Алгебра И Начала Математического Анализа Задачник 📕 — Все Части
Алгебра
10-11 класс задачник алгебра и начала математического анализа Мордкович
10 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
А.Г. Мордкович, П. В. Семенов.
Год
2015-2020.
Издательство
Мнемозина.
Описание

Учебник А.Г. Мордковича «Алгебра и начала математического анализа» давно стал классикой среди пособий для старшеклассников. Его популярность объясняется не только качественным содержанием, но и структурированным подходом к изучению сложных тем алгебры и математического анализа. Этот задачник является неотъемлемой частью учебного процесса для подготовки к экзаменам, включая ЕГЭ.

ГДЗ 10-11 Класс Номер 57.33 Алгебра И Начала Математического Анализа Мордкович — Подробные Ответы

Задача

а) \( 6 \log_3 |x — 1| \leq 14 + 2x — x^2 \);

б) \( \log_2 (x^2 + x — 10) > 25 — 2x — 2x^2 \)

Краткий ответ:

Решить неравенство:

а) \( 6 \log_3 |x — 1| \leq 14 + 2x — x^2 \);

\( 3 \cdot 2 \log_3 |x — 1| \leq 15 — (x^2 — 2x + 1) \);

\( 3 \log_3 (x — 1)^2 \leq 15 — (x — 1)^2 \);

Пусть \( y = (x — 1)^2 \), тогда:

\( 3 \log_3 y \leq 15 — y \);

Выражение имеет смысл при:

\( y > 0 \);

Разделим неравенство на две функции:

\( f = 3 \log_3 y \) — возрастает при \( y > 0 \);

\( g = 15 — y \) — убывает при \( y > 0 \);

Методом перебора найдем точку пересечения:

\( f(9) = 3 \log_3 9 = 3 \log_3 3^2 = 6 \);

\( g(9) = 15 — 9 = 6 \);

Множество решений:

\( 0 < y \leq 9 \);

Вернем замену:

\( 0 < (x — 1)^2 \leq 9 \);

\( \begin{cases} 0 < x — 1 \leq 3 \\ -3 \leq x — 1 < 0 \end{cases} \Rightarrow \begin{cases} 1 < x \leq 4 \\ -2 \leq x < 1 \end{cases} \)

Ответ: \( x \in [-2; 1) \cup (1; 4] \).

б) \( \log_2 (x^2 + x — 10) > 25 — 2x — 2x^2 \);

Пусть \( y = x^2 + x — 10 \), тогда:

\( -2y = -2x^2 — 2x + 20 \);

\( -2x^2 — 2x = -2y — 20 \);

Подставим значение \( y \):

\( \log_2 y > 25 + (-2y — 20) \);

\( \log_2 y > 5 — 2y \);

Выражение имеет смысл при:

\( y > 0 \);

Разделим неравенство на две функции:

\( f = \log_2 y \) — возрастает при \( y > 0 \);

\( g = 5 — 2y \) — убывает при \( y > 0 \);

Методом перебора найдем точку пересечения:

\( f(2) = \log_2 2 = 1 \);

\( g(2) = 5 — 2 \cdot 2 = 5 — 4 = 1 \);

Множество решений:

\( y > 2 \);

Вернем замену:

\( x^2 + x — 10 > 2 \);

\( x^2 + x — 12 > 0 \);

\( D = 1^2 + 4 \cdot 12 = 1 + 48 = 49 \), тогда:

\( x_1 = \frac{-1 — 7}{2} = -4 \) и \( x_2 = \frac{-1 + 7}{2} = 3 \);

\( (x + 4)(x — 3) > 0 \);

\( x < -4 \) или \( x > 3 \);

Ответ: \( x \in (-\infty; -4) \cup (3; +\infty) \).

Подробный ответ:

а) \( 6 \log_3 |x — 1| \leq 14 + 2x — x^2 \).

Перепишем неравенство:

\( 3 \cdot 2 \log_3 |x — 1| \leq 15 — (x^2 — 2x + 1) \).

Вынесем коэффициент \( 3 \) из логарифма:

\( 3 \log_3 (x — 1)^2 \leq 15 — (x — 1)^2 \).

Пусть \( y = (x — 1)^2 \). Тогда неравенство примет вид:

\( 3 \log_3 y \leq 15 — y \).

Выражение имеет смысл при \( y > 0 \), так как логарифм определен только для положительных значений.

Разделим неравенство на две функции:

  • \( f(y) = 3 \log_3 y \) — возрастает при \( y > 0 \);
  • \( g(y) = 15 — y \) — убывает при \( y > 0 \).

Для нахождения области решений найдем точку пересечения функций:

Подставим \( y = 9 \):

\( f(9) = 3 \log_3 9 = 3 \log_3 3^2 = 3 \cdot 2 = 6 \);

\( g(9) = 15 — 9 = 6 \).

Таким образом, точка пересечения найдена: \( y = 9 \).

Рассмотрим область решений:

\( f(y) \leq g(y) \) при \( 0 < y \leq 9 \).

Вернем замену \( y = (x — 1)^2 \):

\( 0 < (x — 1)^2 \leq 9 \).

Рассмотрим два случая:

  • \( 0 < x — 1 \leq 3 \), тогда \( 1 < x \leq 4 \);
  • \( -3 \leq x — 1 < 0 \), тогда \( -2 \leq x < 1 \).

Объединяя оба случая, получаем:

\( x \in [-2; 1) \cup (1; 4] \).

Ответ: \( x \in [-2; 1) \cup (1; 4] \).

б) \( \log_2 (x^2 + x — 10) > 25 — 2x — 2x^2 \).

Пусть \( y = x^2 + x — 10 \). Тогда:

\( -2y = -2x^2 — 2x + 20 \);

\( -2x^2 — 2x = -2y — 20 \).

Подставим значение \( y \) в исходное неравенство:

\( \log_2 y > 25 + (-2y — 20) \);

\( \log_2 y > 5 — 2y \).

Выражение имеет смысл при \( y > 0 \), так как логарифм определен только для положительных значений.

Разделим неравенство на две функции:

  • \( f(y) = \log_2 y \) — возрастает при \( y > 0 \);
  • \( g(y) = 5 — 2y \) — убывает при \( y > 0 \).

Для нахождения области решений найдем точку пересечения функций:

Подставим \( y = 2 \):

\( f(2) = \log_2 2 = 1 \);

\( g(2) = 5 — 2 \cdot 2 = 5 — 4 = 1 \).

Таким образом, точка пересечения найдена: \( y = 2 \).

Рассмотрим область решений:

\( f(y) > g(y) \) при \( y > 2 \).

Вернем замену \( y = x^2 + x — 10 \):

\( x^2 + x — 10 > 2 \).

\( x^2 + x — 12 > 0 \).

Решим квадратное неравенство:

Найдем дискриминант:

\( D = 1^2 — 4 \cdot 1 \cdot (-12) = 1 + 48 = 49 \).

Найдем корни квадратного уравнения:

\( x_1 = \frac{-1 — 7}{2} = -4 \);

\( x_2 = \frac{-1 + 7}{2} = 3 \).

Разложим квадратный трехчлен на множители:

\( (x + 4)(x — 3) > 0 \).

Рассмотрим знак выражения на интервалах:

  • При \( x \in (-\infty; -4) \), выражение положительно;
  • При \( x \in [-4; 3] \), выражение отрицательно;
  • При \( x \in (3; +\infty) \), выражение положительно.

Таким образом, решение неравенства:

\( x < -4 \) или \( x > 3 \).

Ответ: \( x \in (-\infty; -4) \cup (3; +\infty) \).



Общая оценка
4.3 / 5
Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Другие предметы