
Учебник А.Г. Мордковича «Алгебра и начала математического анализа» давно стал классикой среди пособий для старшеклассников. Его популярность объясняется не только качественным содержанием, но и структурированным подходом к изучению сложных тем алгебры и математического анализа. Этот задачник является неотъемлемой частью учебного процесса для подготовки к экзаменам, включая ЕГЭ.
ГДЗ 10-11 Класс Номер 59.18 Алгебра И Начала Математического Анализа Мордкович — Подробные Ответы
а) \(\left\{\begin{array}{l}\sqrt{\frac{x+3y}{y+5}}+2=3 \sqrt{\frac{y+5}{x+3y}} \\ x y+2 x=13-4 y\end{array}\right.\)
б) \(\left\{\begin{array}{l}x^{2}+4x-y^{2}-3y=0 \\ \sqrt{\frac{x+y}{x-y}}+3 \sqrt{\frac{x-y}{x+y}}=4\end{array}\right.\)
Решение системы уравнений
а) \(\left\{\begin{array}{l}\sqrt{\frac{x+3y}{y+5}}+2=3 \sqrt{\frac{y+5}{x+3y}} \\ x y+2 x=13-4 y\end{array}\right.\)
Пусть \(u=\sqrt{\frac{x+3y}{y+5}}\), тогда:
\(u+2=\frac{3}{u} \quad | \cdot u;\)
\(u^{2}+2u=3;\)
\(u^{2}+2u-3=0;\)
\(D=2^{2}+4 \cdot 3=4+12=16\), тогда:
\(u_{1}=\frac{-2-4}{2}=-3<0\) и \(u_{2}=\frac{-2+4}{2}=1;\)
Вернем замену:
\(\sqrt{\frac{x+3y}{y+5}}=1;\)
\(x+3y=y+5;\)
\(x=5-2y;\)
Из второго уравнения:
\(y(5-2y)+2(5-2y)=13-4y;\)
\(5y-2y^{2}+10-4y=13-4y;\)
\(2y^{2}-5y+3=0;\)
\(D=5^{2}-4 \cdot 2 \cdot 3=25-24=1\), тогда:
\(y_{1}=\frac{5-1}{2 \cdot 2}=\frac{4}{4}=1\) и \(y_{2}=\frac{5+1}{2 \cdot 2}=\frac{6}{4}=1,5;\)
\(x_{1}=5-2 \cdot 1=3\) и \(x_{2}=5-2 \cdot 1,5=2;\)
Ответ: \((3; 1); (2; 1,5)\).
б) \(\left\{\begin{array}{l}x^{2}+4x-y^{2}-3y=0 \\ \sqrt{\frac{x+y}{x-y}}+3 \sqrt{\frac{x-y}{x+y}}=4\end{array}\right.\)
Пусть \(u=\sqrt{\frac{x+y}{x-y}}\), тогда:
\(u+\frac{3}{u}=4 \quad | \cdot u;\)
\(u^{2}+3=4u;\)
\(u^{2}-4u+3=0;\)
\(D=4^{2}-4 \cdot 3=16-12=4\), тогда:
\(u_{1}=\frac{4-2}{2}=1\) и \(u_{2}=\frac{4+2}{2}=3;\)
Первое значение:
\(\sqrt{\frac{x+y}{x-y}}=1;\)
\(x+y=x-y;\)
\(2y=0;\)
\(y=0;\)
Из первого уравнения:
\(x^{2}+4x-0^{2}-3 \cdot 0=0;\)
\((x+4)x=0;\)
\(x_{1}=-4\) и \(x_{2}=0;\)
Второе значение:
\(\sqrt{\frac{x+y}{x-y}}=3;\)
\(x+y=9(x-y);\)
\(x+y=9x-9y;\)
\(10y=8x;\)
\(y=\frac{4x}{5};\)
Из первого уравнения:
\(x^{2}+4x-\left(\frac{4x}{5}\right)^{2}-3 \cdot\left(\frac{4x}{5}\right)=0;\)
\(x^{2}+4x-\frac{16x^{2}}{25}-\frac{12x}{5}=0;\)
\(\frac{9x^{2}}{25}+\frac{8x}{5}=0 \quad | \cdot 25;\)
\(9x^{2}+40x=0;\)
\((9x+40)x=0;\)
\(x_{1}=-\frac{40}{9}\) и \(x_{2}=0;\)
\(y_{1}=\frac{4}{5} \cdot\left(-\frac{40}{9}\right)=-\frac{32}{9};\)
\(y_{2}=\frac{4 \cdot 0}{5}=0;\)
Выражение имеет смысл при:
\(\left\{\begin{array}{l}x-y \neq 0 \\ x+y \neq 0\end{array}\right. \Rightarrow\left\{\begin{array}{l}y \neq x \\ y \neq -x\end{array}\right.;\)
Ответ: \((-4; 0);\left(-\frac{40}{9};-\frac{32}{9}\right).\)
а) Решение системы
Дана система уравнений:
\(\left\{\begin{array}{l}\sqrt{\frac{x+3y}{y+5}}+2=3 \sqrt{\frac{y+5}{x+3y}} \\ xy+2x=13-4y\end{array}\right.\)
Пусть \(u = \sqrt{\frac{x+3y}{y+5}}\). Тогда первое уравнение преобразуется:
\(u + 2 = \frac{3}{u} \quad | \cdot u;\)
Умножим обе части на \(u\), чтобы избавиться от дроби:
\(u^{2} + 2u = 3;\)
Переносим все слагаемые в одну часть уравнения:
\(u^{2} + 2u — 3 = 0;\)
Найдем дискриминант квадратного уравнения:
\(D = 2^{2} — 4 \cdot 1 \cdot (-3) = 4 + 12 = 16;\)
Корни квадратного уравнения находятся по формуле:
\(u_{1} = \frac{-2 — \sqrt{16}}{2} = \frac{-2 — 4}{2} = -3;\)
\(u_{2} = \frac{-2 + \sqrt{16}}{2} = \frac{-2 + 4}{2} = 1;\)
Поскольку \(u = \sqrt{\frac{x+3y}{y+5}}\), значение \(u = -3\) не подходит, так как корень не может быть отрицательным. Остается \(u = 1\).
Вернемся к замене:
\(\sqrt{\frac{x+3y}{y+5}} = 1;\)
Возведем обе части в квадрат:
\(\frac{x+3y}{y+5} = 1;\)
Умножим на \(y+5\), чтобы избавиться от дроби:
\(x + 3y = y + 5;\)
Перенесем \(y\) в левую часть:
\(x = 5 — 2y;\)
Подставим \(x = 5 — 2y\) во второе уравнение системы:
\(y(5 — 2y) + 2(5 — 2y) = 13 — 4y;\)
Раскроем скобки:
\(5y — 2y^{2} + 10 — 4y = 13 — 4y;\)
Упростим выражение:
\(2y^{2} — 5y + 3 = 0;\)
Найдем дискриминант:
\(D = (-5)^{2} — 4 \cdot 2 \cdot 3 = 25 — 24 = 1;\)
Найдем корни квадратного уравнения:
\(y_{1} = \frac{-(-5) — \sqrt{1}}{2 \cdot 2} = \frac{5 — 1}{4} = \frac{4}{4} = 1;\)
\(y_{2} = \frac{-(-5) + \sqrt{1}}{2 \cdot 2} = \frac{5 + 1}{4} = \frac{6}{4} = 1,5;\)
Найдем \(x\) для каждого значения \(y\):
При \(y = 1\):
\(x = 5 — 2 \cdot 1 = 3;\)
При \(y = 1,5\):
\(x = 5 — 2 \cdot 1,5 = 2;\)
Ответ: \((3; 1); (2; 1,5)\).
б) Решение системы
Дана система уравнений:
\(\left\{\begin{array}{l}x^{2}+4x-y^{2}-3y=0 \\ \sqrt{\frac{x+y}{x-y}}+3 \sqrt{\frac{x-y}{x+y}}=4\end{array}\right.\)
Пусть \(u = \sqrt{\frac{x+y}{x-y}}\). Тогда второе уравнение преобразуется:
\(u + \frac{3}{u} = 4 \quad | \cdot u;\)
Умножим обе части на \(u\), чтобы избавиться от дроби:
\(u^{2} + 3 = 4u;\)
Переносим все слагаемые в одну часть уравнения:
\(u^{2} — 4u + 3 = 0;\)
Найдем дискриминант:
\(D = (-4)^{2} — 4 \cdot 1 \cdot 3 = 16 — 12 = 4;\)
Найдем корни квадратного уравнения:
\(u_{1} = \frac{-(-4) — \sqrt{4}}{2} = \frac{4 — 2}{2} = 1;\)
\(u_{2} = \frac{-(-4) + \sqrt{4}}{2} = \frac{4 + 2}{2} = 3;\)
Рассмотрим оба случая:
1. При \(u = 1\):
\(\sqrt{\frac{x+y}{x-y}} = 1;\)
Возведем обе части в квадрат:
\(\frac{x+y}{x-y} = 1;\)
Умножим на \(x-y\):
\(x + y = x — y;\)
\(2y = 0;\)
\(y = 0;\)
Подставим \(y = 0\) в первое уравнение:
\(x^{2} + 4x — 0^{2} — 3 \cdot 0 = 0;\)
\(x^{2} + 4x = 0;\)
Раскроем скобки:
\(x(x+4) = 0;\)
\(x_{1} = -4;\)
\(x_{2} = 0;\)
2. При \(u = 3\):
\(\sqrt{\frac{x+y}{x-y}} = 3;\)
Возведем обе части в квадрат:
\(\frac{x+y}{x-y} = 9;\)
Умножим на \(x-y\):
\(x + y = 9(x — y);\)
Раскроем скобки:
\(x + y = 9x — 9y;\)
\(10y = 8x;\)
\(y = \frac{4x}{5};\)
Подставим \(y = \frac{4x}{5}\) в первое уравнение:
\(x^{2} + 4x — \left(\frac{4x}{5}\right)^{2} — 3 \cdot \frac{4x}{5} = 0;\)
Раскроем скобки:
\(x^{2} + 4x — \frac{16x^{2}}{25} — \frac{12x}{5} = 0;\)
Приведем к общему знаменателю:
\(\frac{9x^{2}}{25} + \frac{8x}{5} = 0 \quad | \cdot 25;\)
\(9x^{2} + 40x = 0;\)
\(x(9x + 40) = 0;\)
\(x_{1} = -\frac{40}{9};\)
\(x_{2} = 0;\)
Найдем \(y\) для каждого значения \(x\):
При \(x = -\frac{40}{9}\):
\(y = \frac{4}{5} \cdot \left(-\frac{40}{9}\right) = -\frac{32}{9};\)
При \(x = 0\):
\(y = \frac{4 \cdot 0}{5} = 0;\)
Проверим области допустимых значений:
\(\left\{\begin{array}{l}x — y \neq 0 \\ x + y \neq 0\end{array}\right. \Rightarrow \left\{\begin{array}{l}y \neq x \\ y \neq -x\end{array}\right.;\)
Ответ: \((-4; 0); \left(-\frac{40}{9}; -\frac{32}{9}\right).\)
