Учебник А.Г. Мордковича «Алгебра и начала математического анализа» давно стал классикой среди пособий для старшеклассников. Его популярность объясняется не только качественным содержанием, но и структурированным подходом к изучению сложных тем алгебры и математического анализа. Этот задачник является неотъемлемой частью учебного процесса для подготовки к экзаменам, включая ЕГЭ.
ГДЗ 10-11 Класс Номер 6.36 Алгебра И Начала Математического Анализа Мордкович — Подробные Ответы
Решите неравенство (относительно переменной x):
а)
б)
Решить неравенства:
а)
Первый множитель:
Решения неравенства:
Ответ: .
б)
Первый множитель:
Второй множитель:
Решения неравенства:
Ответ: .
а)
1) Знак первого множителя
Работаем в радианах. Оценим, в какой четверти лежит угол :
- , .
- Неравенство верно (поскольку ).
В промежутке косинус отрицателен (это вторая четверть), следовательно
Причём (так как 2 не равен ни для какого целого ).
2) Переход от произведения к знаку второго множителя
Нам нужно, чтобы произведение
было меньше нуля. Произведение двух чисел тогда и только тогда, когда ровно один множитель отрицателен. Поскольку уже отрицателен и не ноль, чтобы всё произведение оказалось , второй множитель обязан быть положительным:
(Если бы , получили бы «минус минус = плюс», что не удовлетворяет «<0». Если , произведение равно нулю, а у нас строгий знак «<0», так что ноль исключён.)
3) Решение линейного неравенства
4) Ответ для пункта (а)
Быстрая проверка: возьмём . Тогда , а . Произведение «минус плюс = минус» — верно, неравенство выполняется.
б)
Разберём знаки постоянных множителей по отдельности, а затем сведём задачу к одному неравенству по .
1) Знак
Снова оценим четверть:
- .
Значит — во второй четверти, где отрицателен:
2) Знак
Сравним с и :
- .
Это четвёртая четверть, где положителен:
3) Сведение к одному множителю
Произведение первых двух множителей:
То есть — фиксированное отрицательное число, отличное от нуля.
Тогда исходное неравенство эквивалентно
Чтобы произведение было при отрицательном первом множителе, второй множитель обязан быть положительным:
(Если , то «минус минус = плюс» — не подходит; если , то произведение равно нулю — тоже не подходит из-за строгого знака.)
4) Решение неравенства
Два стандартных способа:
1. Через модуль:
2. Через знак «по корням»:
Парабола ветвями вверх ; значит вне корневого отрезка:
Точки исключаем: при них произведение равно нулю, а нужно строго «<0».
5) Ответ для пункта (б)
Быстрая проверка:
— : . Тогда «(отрицательное)(отрицательное) = положительное» — не подходит.
— : . Тогда «(отрицательное)(положительное) = отрицательное» — подходит.