
Учебник А.Г. Мордковича «Алгебра и начала математического анализа» давно стал классикой среди пособий для старшеклассников. Его популярность объясняется не только качественным содержанием, но и структурированным подходом к изучению сложных тем алгебры и математического анализа. Этот задачник является неотъемлемой частью учебного процесса для подготовки к экзаменам, включая ЕГЭ.
ГДЗ 10-11 Класс Номер 60.3 Алгебра И Начала Математического Анализа Мордкович — Подробные Ответы
Решите уравнение (относительно х):
а) \(a^{2} \cdot x — 4x + 2 = a;\)
б) \(\frac{x}{a} + x — 1 = a\)
Решить уравнение относительно \(x\):
а) \(a^{2} \cdot x — 4x + 2 = a;\)
\(a^{2} \cdot x — 4x = a — 2;\)
\(x(a^{2} — 4) = a — 2;\)
\(x(a + 2)(a — 2) = (a — 2);\)
\(x = \frac{a — 2}{(a + 2)(a — 2)} = \frac{1}{a + 2};\)
Ответ:
\(x = \frac{1}{a + 2},\) если \(a \ne \pm 2;\)
\(x \in \mathbb{R},\) если \(a = 2;\)
\(x \in \emptyset,\) если \(a = -2.\)
б) \(\frac{x}{a} + x — 1 = a;\)
\(\frac{x}{a} + x = a + 1;\)
\(x\left(\frac{1}{a} + 1\right) = a + 1;\)
\(x \cdot \frac{a + 1}{a} = a + 1;\)
\(x = a \cdot \frac{a + 1}{a + 1} = a;\)
Ответ:
\(x = a,\) если \(a \ne -1\) и \(a \ne 0;\)
\(x \in \mathbb{R},\) если \(a = -1;\)
\(x \in \emptyset,\) если \(a = 0.\)
Решим уравнение относительно \(x\):
а) Начальное уравнение:
\(a^{2} \cdot x — 4x + 2 = a\)
1. Переносим все члены, содержащие \(x\), в левую часть, а остальные в правую часть:
\(a^{2} \cdot x — 4x = a — 2\)
2. Вынесем \(x\) за скобки в левой части:
\(x(a^{2} — 4) = a — 2\)
3. Заметим, что \(a^{2} — 4\) можно разложить на множители по формуле разности квадратов:
\(a^{2} — 4 = (a + 2)(a — 2)\)
Подставляем разложение в уравнение:
\(x(a + 2)(a — 2) = a — 2\)
4. Если \(a — 2 \ne 0\), то можно сократить на \(a — 2\):
\(x(a + 2) = 1\)
5. Выразим \(x\) из уравнения:
\(x = \frac{1}{a + 2}\)
Теперь рассмотрим возможные случаи:
— Если \(a = 2\), то \(a — 2 = 0\), а исходное уравнение принимает вид:
\(4x — 4x + 2 = 2\), что верно для любого \(x \in \mathbb{R}\).
— Если \(a = -2\), то \(a + 2 = 0\), а исходное уравнение становится неопределенным, поскольку деление на ноль невозможно. В этом случае решений нет: \(x \in \emptyset\).
— Если \(a \ne \pm 2\), то решение найдено выше:
\(x = \frac{1}{a + 2}\).
Ответ:
\(x = \frac{1}{a + 2},\) если \(a \ne \pm 2;\)
\(x \in \mathbb{R},\) если \(a = 2;\)
\(x \in \emptyset,\) если \(a = -2.\)
б) Начальное уравнение:
\(\frac{x}{a} + x — 1 = a\)
1. Переносим свободный член \(-1\) в правую часть:
\(\frac{x}{a} + x = a + 1\)
2. Вынесем \(x\) за скобки в левой части. Для этого представим \(x\) в виде суммы двух слагаемых:
\(x \cdot \frac{1}{a} + x = x\left(\frac{1}{a} + 1\right)\)
Тогда уравнение принимает вид:
\(x\left(\frac{1}{a} + 1\right) = a + 1\)
3. Выразим \(x\) из уравнения. Для этого разделим обе части на \(\frac{1}{a} + 1\):
\(x = \frac{a + 1}{\frac{1}{a} + 1}\)
4. Преобразуем знаменатель \(\frac{1}{a} + 1\):
\(\frac{1}{a} + 1 = \frac{1 + a}{a}\)
Подставим это выражение в уравнение:
\(x = \frac{a + 1}{\frac{1 + a}{a}} = (a + 1) \cdot \frac{a}{1 + a}\)
Сократим \(a + 1\) в числителе и знаменателе (при условии \(a + 1 \ne 0\)):
\(x = a\)
Теперь рассмотрим возможные случаи:
— Если \(a = -1\), то \(a + 1 = 0\), и уравнение принимает вид:
\(-\frac{x}{1} + x — 1 = -1\), что верно для любого \(x \in \mathbb{R}\).
— Если \(a = 0\), то \(\frac{1}{a}\) становится неопределенным, а уравнение не имеет смысла. В этом случае решений нет: \(x \in \emptyset\).
— Если \(a \ne -1\) и \(a \ne 0\), то решение найдено выше:
\(x = a\).
Ответ:
\(x = a,\) если \(a \ne -1\) и \(a \ne 0;\)
\(x \in \mathbb{R},\) если \(a = -1;\)
\(x \in \emptyset,\) если \(a = 0.\)
