1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Мордкович 10-11 Класс Алгебра И Начала Математического Анализа Задачник 📕 — Все Части
Алгебра
10-11 класс задачник алгебра и начала математического анализа Мордкович
10 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
А.Г. Мордкович, П. В. Семенов.
Год
2015-2020.
Издательство
Мнемозина.
Описание

Учебник А.Г. Мордковича «Алгебра и начала математического анализа» давно стал классикой среди пособий для старшеклассников. Его популярность объясняется не только качественным содержанием, но и структурированным подходом к изучению сложных тем алгебры и математического анализа. Этот задачник является неотъемлемой частью учебного процесса для подготовки к экзаменам, включая ЕГЭ.

ГДЗ 10-11 Класс Номер 60.6 Алгебра И Начала Математического Анализа Мордкович — Подробные Ответы

Задача

При каких значениях а уравнение ах² + 4х — а + 5 = 0:

а) имеет два различных корня;

б) имеет ровно один корень;

в) не имеет действительных корней?

Краткий ответ:

Дано уравнение с параметром \(a\):

\(ax^2 + 4x — a + 5 = 0;\)

Приведем подобные слагаемые:

\(ax^2 + 4x + (5 — a) = 0;\)

Дискриминант уравнения:

\(D = 4^2 — 4 \cdot a \cdot (5 — a) = 16 — 20a + 4a^2 = 4(a^2 — 5a + 4);\)

а) Уравнение имеет два различных корня, если:

\(a^2 — 5a + 4 > 0;\)

Решим квадратное неравенство:

Дискриминант: \(D = 5^2 — 4 \cdot 4 = 25 — 16 = 9.\)

Корни квадратного уравнения:

\(a_1 = \frac{5 — 3}{2} = 1\) и \(a_2 = \frac{5 + 3}{2} = 4.\)

Решение неравенства:

\((a — 1)(a — 4) > 0;\)

\(a < 1\) или \(a > 4.\)

Если \(a = 0,\) тогда получим линейное уравнение:

\(4x + 5 = 0.\)

Ответ: \(a \in (-\infty; 0) \cup (0; 1) \cup (4; +\infty).\)

б) Уравнение имеет ровно один корень, если:

\(a^2 — 5a + 4 = 0;\)

Решим квадратное уравнение:

Дискриминант: \(D = 5^2 — 4 \cdot 4 = 25 — 16 = 9.\)

Корни квадратного уравнения:

\(a_1 = \frac{5 — 3}{2} = 1\) и \(a_2 = \frac{5 + 3}{2} = 4.\)

Если \(a = 0,\) тогда получим линейное уравнение:

\(4x + 5 = 0.\)

Ответ: \(a \in \{0; 1; 4\}.\)

в) Уравнение не имеет действительных корней, если:

\(a^2 — 5a + 4 < 0;\)

Решим квадратное неравенство:

Дискриминант: \(D = 5^2 — 4 \cdot 4 = 25 — 16 = 9.\)

Корни квадратного уравнения:

\(a_1 = \frac{5 — 3}{2} = 1\) и \(a_2 = \frac{5 + 3}{2} = 4.\)

Решение неравенства:

\((a — 1)(a — 4) < 0;\)

\(1 < a < 4.\)

Ответ: \(a \in (1; 4).\)

Подробный ответ:

Дано уравнение с параметром \(a\):

\(ax^2 + 4x — a + 5 = 0.\)

Приведем подобные слагаемые в уравнении:

\(ax^2 + 4x + (5 — a) = 0.\)

Это квадратное уравнение имеет вид:

\(Ax^2 + Bx + C = 0,\)

где:

  • \(A = a\),
  • \(B = 4,\)
  • \(C = 5 — a.\)

Выпишем формулу дискриминанта квадратного уравнения:

\(D = B^2 — 4AC.\)

Подставляем значения коэффициентов:

\(D = 4^2 — 4 \cdot a \cdot (5 — a).\)

Раскроем скобки и упростим выражение:

\(D = 16 — 20a + 4a^2.\)

Вынесем общий множитель \(4\) за скобки:

\(D = 4(a^2 — 5a + 4).\)

Итак, дискриминант равен:

\(D = 4(a^2 — 5a + 4).\)

а) Уравнение имеет два различных корня, если:

Дискриминант должен быть строго положительным:

\(D > 0 \Rightarrow a^2 — 5a + 4 > 0.\)

Рассмотрим квадратное неравенство:

\(a^2 — 5a + 4 > 0.\)

Для решения найдем корни квадратного уравнения:

\(a^2 — 5a + 4 = 0.\)

Выпишем формулу для нахождения корней:

\(a_{1,2} = \frac{-b \pm \sqrt{D}}{2a},\)

где:

  • \(A = 1,\)
  • \(B = -5,\)
  • \(C = 4,\)
  • \(D = B^2 — 4AC = (-5)^2 — 4 \cdot 1 \cdot 4 = 25 — 16 = 9.\)

Корни уравнения:

\(a_1 = \frac{-(-5) — \sqrt{9}}{2 \cdot 1} = \frac{5 — 3}{2} = 1,\)

\(a_2 = \frac{-(-5) + \sqrt{9}}{2 \cdot 1} = \frac{5 + 3}{2} = 4.\)

Теперь решим неравенство:

\((a — 1)(a — 4) > 0.\)

Произведение двух множителей больше нуля, если:

  • оба множителя положительны (\(a — 1 > 0\) и \(a — 4 > 0\)), то есть \(a > 4\),
  • или оба множителя отрицательны (\(a — 1 < 0\) и \(a — 4 < 0\)), то есть \(a < 1\).

Таким образом, решение неравенства:

\(a < 1\) или \(a > 4.\)

Если \(a = 0,\) уравнение становится линейным:

\(4x + 5 = 0.\)

Решение линейного уравнения:

\(x = -\frac{5}{4}.\)

Ответ: \(a \in (-\infty; 0) \cup (0; 1) \cup (4; +\infty).\)

б) Уравнение имеет ровно один корень, если:

Дискриминант равен нулю:

\(D = 0 \Rightarrow a^2 — 5a + 4 = 0.\)

Ранее мы нашли корни этого уравнения:

\(a_1 = 1,\) \(a_2 = 4.\)

Если \(a = 0,\) уравнение становится линейным:

\(4x + 5 = 0.\)

Решение линейного уравнения:

\(x = -\frac{5}{4}.\)

Таким образом, уравнение имеет один корень при следующих значениях параметра:

\(a = 0,\) \(a = 1,\) \(a = 4.\)

Ответ: \(a \in \{0; 1; 4\}.\)

в) Уравнение не имеет действительных корней, если:

Дискриминант меньше нуля:

\(D < 0 \Rightarrow a^2 — 5a + 4 < 0.\)

Решим квадратное неравенство:

\((a — 1)(a — 4) < 0.\)

Произведение двух множителей меньше нуля, если:

один из множителей положителен, а второй отрицателен:

  • \(a — 1 > 0\) и \(a — 4 < 0,\) то есть \(1 < a < 4.\)

Таким образом, уравнение не имеет действительных корней, если:

\(1 < a < 4.\)

Ответ: \(a \in (1; 4).\)



Общая оценка
4.7 / 5
Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Другие предметы