Задачник «Алгебра. 10 класс» под авторством А.Г. Мордковича — это один из самых популярных учебных материалов для старшеклассников, изучающих алгебру на профильном уровне. Книга давно зарекомендовала себя как надежный помощник в подготовке к экзаменам и олимпиадам, а также в углубленном изучении математики.
ГДЗ по Алгебре 10 Класс Номер 22.65 Профильный Уровень Мордкович — Подробные Ответы
При каких значениях параметра множество корней заданного уравнения не пусто:
а)
б)
При каких значениях параметра уравнение имеет решения:
а)
Уравнение имеет решения при:
Уравнение имеет решения при:
Ответ: .
б)
Уравнение имеет решения при:
Уравнение имеет решения при:
Ответ: .
При каких значениях параметра уравнение имеет решения:
Часть (а)
Дано уравнение:
1. Умножим обе части уравнения на (предположим, что ):
2. Раскроем скобки на правой стороне уравнения:
Теперь у нас получилось:
3. Переносим все слагаемые, содержащие , в одну сторону, а все остальные слагаемые в другую:
4. Вынесем за скобки:
5. Разделим обе части на (при ):
Теперь у нас есть выражение для .
6. Для того чтобы уравнение имело решение, необходимо, чтобы находилось в пределах возможных значений косинуса, то есть:
Следовательно, необходимо, чтобы выполнялись следующие два условия:
- ,
- .
Решение первого неравенства:
,
Прибавим 1 к обеим частям:
Приведем к общему знаменателю:
Теперь анализируем это выражение. Для того чтобы дробь была положительной, числитель и знаменатель должны быть одинакового знака. То есть:
- и , или
- и .
Решим каждое из этих неравенств:
- дает .
- дает .
Или
- дает .
- дает .
Таким образом, получаем два интервала:
- и .
Решение второго неравенства:
,
Вычитаем 1 из обеих частей:
Приводим к общему знаменателю:
Анализируем, когда эта дробь меньше или равна нулю. Дробь будет отрицательной, если числитель и знаменатель противоположны по знаку:
- и , или
- и .
Решаем каждое из этих неравенств:
- дает .
- дает .
Или
- дает .
- дает .
Таким образом, получаем два интервала:
- .
Ответ для части (а):
Из двух условий:
- ,
- и ,
Мы получаем пересечение этих интервалов:
Ответ: .
Часть (б)
Дано уравнение:
1. Умножим обе части уравнения на (предположим, что ):
2. Раскроем скобки:
3. Переносим все слагаемые, содержащие , в одну сторону, а все остальные слагаемые в другую:
4. Вынесем за скобки:
5. Разделим обе части на (при ):
Теперь у нас есть выражение для .
6. Для того чтобы уравнение имело решение, необходимо, чтобы находилось в пределах возможных значений синуса, то есть:
Следовательно, необходимо, чтобы выполнялись следующие два условия:
- ,
- .
Решение первого неравенства:
,
Прибавим 1 к обеим частям:
Приведем к общему знаменателю:
Анализируем это выражение. Для того чтобы дробь была положительной, числитель и знаменатель должны быть одинакового знака:
- и , или
- и .
Решаем каждое из этих неравенств:
- дает .
- дает .
Или
- дает .
- дает .
Таким образом, получаем два интервала:
- и ,
- и .
Решение второго неравенства:
,
Вычитаем 1 из обеих частей:
Приводим к общему знаменателю:
Анализируем, когда эта дробь меньше или равна нулю. Дробь будет отрицательной, если числитель и знаменатель противоположны по знаку:
- и , или
- и .
Решаем каждое из этих неравенств:
- дает .
- дает .
Или
- дает .
- дает .
Таким образом, получаем два интервала:
- .
Ответ для части (б):
Из двух условий:
- ,
- и ,
Мы получаем пересечение этих интервалов:
Ответ: .
Итоговый ответ:
Для части (а): .
Для части (б): .