1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Мордкович 10 Класс Профильный Уровень по Алгебре Задачник 📕 — Все Части
Алгебра Профильный Уровень
10 класс задачник профильный уровень Мордкович
10 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
А.Г. Мордкович, П. В. Семенов.
Год
2015-2020.
Издательство
Мнемозина.
Описание

Задачник «Алгебра. 10 класс» под авторством А.Г. Мордковича — это один из самых популярных учебных материалов для старшеклассников, изучающих алгебру на профильном уровне. Книга давно зарекомендовала себя как надежный помощник в подготовке к экзаменам и олимпиадам, а также в углубленном изучении математики.

ГДЗ по Алгебре 10 Класс Номер 32.3 Профильный Уровень Мордкович — Подробные Ответы

Задача

Укажите хотя бы одно значение параметра а, при котором у уравнения 2х² + 4х + а = 0:

a) оба корня целые, но не натуральные числа;

б) оба корня рациональные, но не целые числа;

в) оба корня действительные, но не рациональные числа;

г) укажите все значения а, при которых действительных корней нет.

Краткий ответ:

Указать хотя бы одно значение параметра aa, при котором у уравнения

2x2+4x+a=0;2x^2 + 4x + a = 0; D=4242a=168a=16(10,5a),D = 4^2 — 4 \cdot 2 \cdot a = 16 — 8a = 16(1 — 0{,}5a),

тогда:

x=4±16(10,5a)22=4±410,5a4=1±10,5a;x = \frac{-4 \pm \sqrt{16(1 — 0{,}5a)}}{2 \cdot 2} = \frac{-4 \pm 4\sqrt{1 — 0{,}5a}}{4} = -1 \pm \sqrt{1 — 0{,}5a};

а) Оба корня целые, но не натуральные числа:

10,5a=1;\sqrt{1 — 0{,}5a} = 1; 10,5a=1;1 — 0{,}5a = 1; 0,5a=0;0{,}5a = 0; a=0;a = 0;

б) Оба корня рациональные, но не целые числа:

10,5a=0,5;\sqrt{1 — 0{,}5a} = 0{,}5; 10,5a0,25;1 — 0{,}5a \neq 0{,}25; 42a=1;4 — 2a = 1; 2a=3;2a = 3; a=32=1,5;a = \frac{3}{2} = 1{,}5;

в) Оба корня действительные, но не рациональные числа:

10,5a=2;\sqrt{1 — 0{,}5a} = \sqrt{2}; 10,5a=2;1 — 0{,}5a = 2; 0,5a=1;0{,}5a = -1; a=2;a = -2;

г) Указать все значения aa, при которых действительных корней нет:

D=4242a=168a;D = 4^2 — 4 \cdot 2 \cdot a = 16 — 8a; 168a<0;16 — 8a < 0; 8a>16;8a > 16; a>2 a > 2;

Подробный ответ:

Указать хотя бы одно значение параметра aa, при котором у уравнения

2x2+4x+a=02x^2 + 4x + a = 0

выполняются следующие условия:

Общий вид квадратного уравнения:

2x2+4x+a=02x^2 + 4x + a = 0

Это квадратное уравнение с переменной xx и параметром aa, который влияет на коэффициенты. Чтобы исследовать, какие корни оно имеет (целые, рациональные, иррациональные, отсутствующие и т.д.), воспользуемся дискриминантом.

1. Найдём дискриминант уравнения:

Формула дискриминанта для квадратного уравнения ax2+bx+c=0ax^2 + bx + c = 0:

D=b24acD = b^2 — 4ac

Для нашего уравнения:

  • a=2a = 2
  • b=4b = 4
  • c=ac = a (маленькая путаница из-за одинаковой буквы, но это нормально — переменная aa и параметр aa в уравнении не мешают)

Подставим в формулу:

D=4242a=168aD = 4^2 — 4 \cdot 2 \cdot a = 16 — 8a

Выделим множитель:

D=16(10,5a)D = 16(1 — 0{,}5a)

2. Формула корней квадратного уравнения:

x=b±D2ax = \frac{-b \pm \sqrt{D}}{2a}

Подставим:

x=4±16(10,5a)22x = \frac{-4 \pm \sqrt{16(1 — 0{,}5a)}}{2 \cdot 2}

Упростим:

  • Корень из 16(10,5a)16(1 — 0{,}5a) — это 410,5a4\sqrt{1 — 0{,}5a}
  • Знаменатель — это 44

x=4±410,5a4x = \frac{-4 \pm 4\sqrt{1 — 0{,}5a}}{4}

Разделим числитель и знаменатель на 4:

x=1±10,5ax = -1 \pm \sqrt{1 — 0{,}5a}

Теперь перейдём к анализу по пунктам:

а) Оба корня — целые, но не натуральные числа

Натуральные числа — это положительные целые числа: 1,2,3,1, 2, 3, \ldots

Значит, нужно, чтобы оба корня были целыми, но не положительными.
Корни имеют вид:

x=1±10,5ax = -1 \pm \sqrt{1 — 0{,}5a}

Чтобы корни были целыми:

  • 10,5a\sqrt{1 — 0{,}5a} должно быть целым числом (например, 0,1,2,0, 1, 2, \ldots)

Рассмотрим:

10,5a=1\sqrt{1 — 0{,}5a} = 1

Возведём обе части в квадрат:

10,5a=11 — 0{,}5a = 1

Вычтем 1:

0,5a=0-0{,}5a = 0

Умножим на -2:

a=0a = 0

Теперь проверим корни:

x=1±10,50=1±1=1±1x1=0,x2=2x = -1 \pm \sqrt{1 — 0{,}5 \cdot 0} = -1 \pm \sqrt{1} = -1 \pm 1 \Rightarrow x_1 = 0, \quad x_2 = -2

Оба корня — целые числа: 0 и -2.
Оба не являются натуральными (0 — не натуральное, -2 — отрицательное).
Ответ для пункта а:

a=0\boxed{a = 0}

б) Оба корня рациональные, но не целые числа

Тогда 10,5a\sqrt{1 — 0{,}5a} должна быть рациональной, но не целой (например, 0,50{,}5)

Пусть:

10,5a=0,5\sqrt{1 — 0{,}5a} = 0{,}5

Возводим обе части в квадрат:

10,5a=0,251 — 0{,}5a = 0{,}25

Вычтем из обеих частей 1:

0,5a=0,75-0{,}5a = -0{,}75

Умножим на -2:

a=1,5a = 1{,}5

Проверим корни:

x=1±10,51,5=1±10,75=1±0,25=

=1±0,5x1=1,5,x2=0,5x = -1 \pm \sqrt{1 — 0{,}5 \cdot 1{,}5} = -1 \pm \sqrt{1 — 0{,}75} = -1 \pm \sqrt{0{,}25} = -1 \pm 0{,}5 \Rightarrow x_1 = -1{,}5, \quad x_2 = -0{,}5

Оба корня — рациональные, но не целые.
Ответ для пункта б:

a=1,5\boxed{a = 1{,}5}

в) Оба корня действительные, но не рациональные числа

Тогда 10,5a\sqrt{1 — 0{,}5a}иррациональное число, например:

10,5a=2\sqrt{1 — 0{,}5a} = \sqrt{2}

Возводим в квадрат:

10,5a=21 — 0{,}5a = 2

Решаем:

0,5a=1a=2-0{,}5a = 1 \Rightarrow a = -2

Проверим:

x=1±10,5(2)=1±1+1=1±2x = -1 \pm \sqrt{1 — 0{,}5 \cdot (-2)} = -1 \pm \sqrt{1 + 1} = -1 \pm \sqrt{2}

Корни: 1+2-1 + \sqrt{2}, 12-1 — \sqrt{2} — действительные, но не рациональные.
Ответ для пункта в:

a=2\boxed{a = -2}

г) Указать все значения aa, при которых действительных корней нет

Корни отсутствуют, если дискриминант меньше нуля:

D=168a<0D = 16 — 8a < 0

Решим неравенство:

168a<08a<16a>216 — 8a < 0 \Rightarrow -8a < -16 \Rightarrow a > 2

Ответ для пункта г:

a>2\boxed{a > 2}



Общая оценка
4.6 / 5
Комментарии
Другие предметы