1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Мордкович 10-11 Класс Алгебра И Начала Математического Анализа Задачник 📕 — Все Части
Алгебра
10-11 класс задачник алгебра и начала математического анализа Мордкович
10 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
А.Г. Мордкович, П. В. Семенов.
Год
2015-2020.
Издательство
Мнемозина.
Описание

Учебник А.Г. Мордковича «Алгебра и начала математического анализа» давно стал классикой среди пособий для старшеклассников. Его популярность объясняется не только качественным содержанием, но и структурированным подходом к изучению сложных тем алгебры и математического анализа. Этот задачник является неотъемлемой частью учебного процесса для подготовки к экзаменам, включая ЕГЭ.

ГДЗ 10-11 Класс Номер 32.19 Алгебра И Начала Математического Анализа Мордкович — Подробные Ответы

Задача

y=x33x29x+16x4+16x45

Краткий ответ:

Найти область значений функции:

y=x33x29x+16x4+16x45;y = x^3 — 3x^2 — 9x + \sqrt{16 — x^4} + \left| \sqrt{16 — x^4} — 5 \right|;

Выражение под знаком модуля:

16x450;16x45;16x425;x49;x;\sqrt{16 — x^4} — 5 \geq 0; \\ \sqrt{16 — x^4} \geq 5; \\ 16 — x^4 \geq 25; \\ x^4 \leq -9; \\ x \in \varnothing;

Преобразуем функцию:

y=x33x29x+16x4(16x45);y=x33x29x+5;y = x^3 — 3x^2 — 9x + \sqrt{16 — x^4} — \left( \sqrt{16 — x^4} — 5 \right); \\ y = x^3 — 3x^2 — 9x + 5;

Производная функции:

y(x)=(x3)3(x2)+(9x+5);y(x)=3x232x9=3x26x9;y'(x) = (x^3)’ — 3(x^2)’ + (-9x + 5)’; \\ y'(x) = 3x^2 — 3 \cdot 2x — 9 = 3x^2 — 6x — 9;

Промежуток возрастания:

3x26x90;x22x30;D=22+43=4+12=16, 

тогда:x1=242=1 и x2=2+42=3;(x+1)(x3)0;x1 или x3;3x^2 — 6x — 9 \geq 0; \\ x^2 — 2x — 3 \geq 0; \\ D = 2^2 + 4 \cdot 3 = 4 + 12 = 16, \text{ тогда:} \\ x_1 = \frac{2 — 4}{2} = -1 \text{ и } x_2 = \frac{2 + 4}{2} = 3; \\ (x + 1)(x — 3) \geq 0; \\ x \leq -1 \text{ или } x \geq 3;

Выражение имеет смысл при:

16x40;x4160;x240;(x+2)(x2)0;2x2;16 — x^4 \geq 0; \\ x^4 — 16 \leq 0; \\ x^2 — 4 \leq 0; \\ (x + 2)(x — 2) \leq 0; \\ -2 \leq x \leq 2;

Значения функции:

y(2)=(2)33(2)29(2)+5=812+18+5=3;

y(1)=(1)33(1)29(1)+5=13+9+5=10;

y(2)=2332292+5=81218+5=17;y(-2) = (-2)^3 — 3 \cdot (-2)^2 — 9 \cdot (-2) + 5 = -8 — 12 + 18 + 5 = 3; \\ y(-1) = (-1)^3 — 3 \cdot (-1)^2 — 9 \cdot (-1) + 5 = -1 — 3 + 9 + 5 = 10; \\ y(2) = 2^3 — 3 \cdot 2^2 — 9 \cdot 2 + 5 = 8 — 12 — 18 + 5 = -17;

Ответ: E(y)=[17;10]E(y) = [-17; 10].

Подробный ответ:

Нам нужно найти область значений функции:

y=x33x29x+16x4+16x45y = x^3 — 3x^2 — 9x + \sqrt{16 — x^4} + \left| \sqrt{16 — x^4} — 5 \right|

Шаг 1. Анализ выражения под знаком модуля

Выражение под модулем — это 16x45\sqrt{16 — x^4} — 5. Для того чтобы понять, как оно ведет себя, сначала рассмотрим неравенство, которое появляется из этого выражения:

16x450\sqrt{16 — x^4} — 5 \geq 0

Это неравенство говорит о том, что 16x45\sqrt{16 — x^4} \geq 5, то есть подкоренное выражение должно быть не меньше 25. Далее рассмотрим это неравенство:

16x4516x425\sqrt{16 — x^4} \geq 5 \quad \Rightarrow \quad 16 — x^4 \geq 25

Приводим это к простому виду:

x49x49-x^4 \geq 9 \quad \Rightarrow \quad x^4 \leq -9

Но это неравенство невозможно выполнить, потому что x40x^4 \geq 0 для всех значений xx. Следовательно, такого значения xx, при котором 16x450\sqrt{16 — x^4} — 5 \geq 0, не существует. То есть:

16x450не имеет решений.\sqrt{16 — x^4} — 5 \geq 0 \quad \text{не имеет решений}.

Следствие: Модуль не влияет на выражение, и мы можем просто избавиться от знака модуля, преобразовав функцию.

Шаг 2. Преобразование функции

Теперь, когда мы исключили модуль, функция принимает следующий вид:

y=x33x29x+16x4(16x45)y = x^3 — 3x^2 — 9x + \sqrt{16 — x^4} — \left( \sqrt{16 — x^4} — 5 \right)

Упрощаем выражение:

y=x33x29x+16x416x4+5y = x^3 — 3x^2 — 9x + \sqrt{16 — x^4} — \sqrt{16 — x^4} + 5

Видим, что 16x4\sqrt{16 — x^4} и 16x4-\sqrt{16 — x^4} взаимно уничтожаются, и остается:

y=x33x29x+5y = x^3 — 3x^2 — 9x + 5

Таким образом, наша функция принимает вид:

y=x33x29x+5y = x^3 — 3x^2 — 9x + 5

Шаг 3. Нахождение производной функции

Чтобы исследовать поведение функции, найдем её производную. Для этого применим стандартные правила дифференцирования:

y(x)=(x3)3(x2)9(x)+5y'(x) = (x^3)’ — 3(x^2)’ — 9(x)’ + 5′

Где:

  • Производная от x3x^3 — это 3x23x^2,
  • Производная от 3x23x^2 — это 6x6x,
  • Производная от 9x-9x — это 9-9,
  • Производная от константы 55 — это 0.

Таким образом, производная функции:

y(x)=3x26x9y'(x) = 3x^2 — 6x — 9

Шаг 4. Нахождение промежутков возрастания и убывания

Для того чтобы исследовать, на каких промежутках функция возрастает, а на каких убывает, приравняем производную к нулю:

3x26x9=03x^2 — 6x — 9 = 0

Решим это квадратное уравнение. Для начала разделим обе части на 3:

x22x3=0x^2 — 2x — 3 = 0

Дискриминант для этого уравнения вычисляется по формуле:

D=(2)241(3)=4+12=16D = (-2)^2 — 4 \cdot 1 \cdot (-3) = 4 + 12 = 16

Теперь находим корни уравнения:

x1=(2)1621=242=1x_1 = \frac{-(-2) — \sqrt{16}}{2 \cdot 1} = \frac{2 — 4}{2} = -1 x2=(2)+1621=2+42=3x_2 = \frac{-(-2) + \sqrt{16}}{2 \cdot 1} = \frac{2 + 4}{2} = 3

Теперь раскроем скобки для неравенства:

(x+1)(x3)0(x + 1)(x — 3) \geq 0

Это неравенство выполняется, если x1x \leq -1 или x3x \geq 3. То есть, функция возрастает на интервале (,1](-\infty, -1] и [3,)[3, \infty).

Шаг 5. Выражение имеет смысл при:

Для того чтобы функция имела смысл, выражение 16x4\sqrt{16 — x^4} должно быть определено, а это означает, что подкоренное выражение должно быть неотрицательным. То есть:

16x4016 — x^4 \geq 0

Решим это неравенство:

x416x^4 \leq 16

Теперь извлекаем корень из обеих сторон:

x24x^2 \leq 4

И еще раз извлекаем корень:

x2|x| \leq 2

Таким образом, выражение 16x4\sqrt{16 — x^4} имеет смысл при:

2x2-2 \leq x \leq 2

Это ограничение накладывается на область определения функции.

Шаг 6. Нахождение значений функции в крайних точках интервала

Теперь вычислим значения функции y=x33x29x+5y = x^3 — 3x^2 — 9x + 5 в крайних точках интервала, а также в некоторых других точках, чтобы найти минимальные и максимальные значения функции.

6.1. Значение функции в точке x=2x = -2

Подставим x=2x = -2 в выражение для функции:

y(2)=(2)33(2)29(2)+5y(-2) = (-2)^3 — 3(-2)^2 — 9(-2) + 5 y(2)=812+18+5=3y(-2) = -8 — 12 + 18 + 5 = 3

6.2. Значение функции в точке x=1x = -1

Подставим x=1x = -1 в выражение для функции:

y(1)=(1)33(1)29(1)+5y(-1) = (-1)^3 — 3(-1)^2 — 9(-1) + 5 y(1)=13+9+5=10y(-1) = -1 — 3 + 9 + 5 = 10

6.3. Значение функции в точке x=2x = 2

Подставим x=2x = 2 в выражение для функции:

y(2)=2332292+5y(2) = 2^3 — 3 \cdot 2^2 — 9 \cdot 2 + 5 y(2)=81218+5=17y(2) = 8 — 12 — 18 + 5 = -17

Шаг 7. Область значений функции

Из найденных значений функции можно сделать вывод, что на интервале [2,2][-2, 2] значения функции принимают следующие значения:

  • Минимальное значение функции: y(2)=17y(2) = -17,
  • Максимальное значение функции: y(1)=10y(-1) = 10.

Таким образом, область значений функции:

E(y)=[17,10]E(y) = [-17, 10]

Ответ: E(y)=[17,10]E(y) = [-17, 10].



Общая оценка
4.7 / 5
Комментарии
Другие предметы