
Учебник А.Г. Мордковича «Алгебра и начала математического анализа» давно стал классикой среди пособий для старшеклассников. Его популярность объясняется не только качественным содержанием, но и структурированным подходом к изучению сложных тем алгебры и математического анализа. Этот задачник является неотъемлемой частью учебного процесса для подготовки к экзаменам, включая ЕГЭ.
ГДЗ 10-11 Класс Номер 52.1 Алгебра И Начала Математического Анализа Мордкович — Подробные Ответы
Двузначное число составляют из цифр 0, 1, 3, 4, 5, 6, 9 (повторения цифр допустимы).
а) Сколько всего можно составить чисел?
б) Сколько всего можно составить чисел, больших 50?
в) Сколько всего можно составить нечётных чисел?
Двузначное число составляют из цифр: 0, 1, 3, 4, 5, 6, 9;
а) Общее число таких чисел:
A = {1; 3; 4; 5; 6; 9} = 6;
B = {0; 1; 3; 4; 5; 6; 9} = 7;
P = AB = 6 ⋅ 7 = 42;
Ответ: 42.
б) Общее число таких чисел, больших 50:
A = {5; 6; 9} = 3;
B = {0; 1; 3; 4; 5; 6; 9} = 7;
C = {50} = 1;
P = AB − C = 3 ⋅ 7 − 1 = 20;
Ответ: 20.
в) Общее число таких нечетных чисел:
A = {1; 3; 4; 5; 6; 9} = 6;
B = {1; 3; 5; 9} = 4;
P = AB = 6 ⋅ 4 = 24;
Ответ: 24.
г) Общее число таких нечетных чисел, меньших 55:
A = {1; 3; 4; 5} = 4;
B = {1; 3; 5; 9} = 4;
C = {55; 59} = 2;
P = AB − C = 4 ⋅ 4 − 2 = 14;
Ответ: 14.
Двузначное число составляют из цифр: 0, 1, 3, 4, 5, 6, 9
а) Общее число таких двузначных чисел
Двузначное число имеет десятки и единицы.
Чтобы число было двузначным, первая цифра (в разряде десятков) не может быть 0.
Шаг 1. Выбор цифры для десятков:
Из всех предложенных цифр {0, 1, 3, 4, 5, 6, 9}, исключаем 0 — она не может стоять первой.
Остаются цифры: {1, 3, 4, 5, 6, 9} — всего 6 вариантов.
Обозначим это множество как:
A = {1; 3; 4; 5; 6; 9}, |A| = 6
Шаг 2. Выбор цифры для единиц:
Цифра в разряде единиц может быть любой из предложенных, включая 0.
Это: {0, 1, 3, 4, 5, 6, 9} — всего 7 вариантов.
Обозначим это множество как:
B = {0; 1; 3; 4; 5; 6; 9}, |B| = 7
Шаг 3. Перемножаем количества возможных вариантов:
Для каждого варианта десятков (6 вариантов) можно подобрать 7 вариантов единиц.
P = |A| × |B| = 6 × 7 = 42
Ответ: 42
б) Общее число таких чисел, больших 50
Двузначное число должно быть строго больше 50.
Шаг 1. Какие десятки возможны, чтобы число было больше 50?
Число больше 50 может начинаться с:
- 5 → тогда единицы должны быть > 0
- 6 → любое число с десятком 6 уже > 60
- 9 → любое число с десятком 9 уже > 90
Но 50 — исключаем, так как оно не больше 50, а равно 50.
Следовательно, возможны:
- десятки: 5, 6, 9
(из предложенных цифр они входят в список доступных)
Обозначим:
A = {5; 6; 9}, |A| = 3
Шаг 2. Какие единицы допустимы?
С любым десятком из A, к нему можно добавить любую цифру из списка {0,1,3,4,5,6,9}, и число получится допустимым.
Но! При десятке 5 число 50 получится только с единицей 0.
Такое число не подходит, так как 50 не больше 50.
Значит, нам нужно исключить этот единственный случай.
Обозначим:
B = {0; 1; 3; 4; 5; 6; 9}, |B| = 7
Исключаем один случай: 50 → десяток 5 и единица 0
Всего вариантов: |A| × |B| = 3 × 7 = 21
Убираем 1 неподходящий случай:
P = 3 × 7 − 1 = 20
Ответ: 20
в) Общее число таких нечётных чисел
Нечётное число — это число, у которого последняя цифра (единицы) является нечётной.
Шаг 1. Какие цифры возможны для десятков?
Так как речь идёт про двузначные числа, цифра десятков не может быть 0.
Из множества {0, 1, 3, 4, 5, 6, 9} исключаем 0:
A = {1; 3; 4; 5; 6; 9}, |A| = 6
Шаг 2. Какие цифры подходят для единиц, чтобы число было нечётным?
Нечётные цифры из множества: {1, 3, 5, 9}
(все входят в исходное множество)
Обозначим:
B = {1; 3; 5; 9}, |B| = 4
Шаг 3. Перемножаем количества возможных вариантов:
P = |A| × |B| = 6 × 4 = 24
Ответ: 24
г) Общее число таких нечётных чисел, меньших 55
Число должно быть:
- двузначным
- нечётным (единицы: 1, 3, 5, 9)
- меньше 55
Шаг 1. Какие цифры возможны для десятков?
Нужно, чтобы десятки были такими, чтобы всё число получилось < 55.
Максимально возможный десяток: 5, но в этом случае единицы должны быть < 5
(например, 51, 53 — подойдут; 55 — не подойдёт)
Итак:
- Если десяток 1 → все числа < 20 — подходят
- 3 → < 40 — подходят
- 4 → < 50 — подходят
- 5 → только если единицы = 1 или 3 (так как 5 и 9 дадут ≥ 55)
Из исходных цифр:
A = {1; 3; 4; 5}, |A| = 4
(0 исключаем, потому что тогда число будет не двузначным, например 01)
(6 и 9 исключаем, потому что 60 и 90 больше 55)
Шаг 2. Единицы — нечётные цифры из множества: {1, 3, 5, 9},
то есть:
B = {1; 3; 5; 9}, |B| = 4
Шаг 3. Посчитаем общее количество таких комбинаций, не делая фильтрации:
4 десятка × 4 единицы = 4 × 4 = 16
Шаг 4. Исключим числа, которые не подходят по условию (нечётные, но ≥ 55)
Из этих 16 вариантов исключим те, которые:
- 55
- нечётные
Проверим вручную: - 55 → десяток 5, единица 5 → число нечётное, не подходит (так как не меньше 55)
- 59 → десяток 5, единица 9 → число нечётное, не подходит
То есть исключаем:
C = {55; 59}, |C| = 2
Шаг 5. Окончательный результат:
P = 4 × 4 − 2 = 14
Ответ: 14
