1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Мордкович 10 Класс Профильный Уровень по Алгебре Задачник 📕 — Все Части
Алгебра Профильный Уровень
10 класс задачник профильный уровень Мордкович
10 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
А.Г. Мордкович, П. В. Семенов.
Год
2015-2020.
Издательство
Мнемозина.
Описание

Задачник «Алгебра. 10 класс» под авторством А.Г. Мордковича — это один из самых популярных учебных материалов для старшеклассников, изучающих алгебру на профильном уровне. Книга давно зарекомендовала себя как надежный помощник в подготовке к экзаменам и олимпиадам, а также в углубленном изучении математики.

ГДЗ по Алгебре 10 Класс Номер 8.15 Профильный Уровень Мордкович — Подробные Ответы

Задача

Пусть функция у = f(x) определена на отрезке [-1; 1] и убывает на нем. Решите:

а) уравнение f(3x + 2) = f(4x² + x);

б) неравенство f(3x + 2) < f(4x² + x).

Краткий ответ:

Функция y=f(x)y = f(x) определена на отрезке [1;1][-1; 1] и убывает на нем;

а) f(3x+2)=f(4x2+x);f(3x + 2) = f(4x^2 + x);

Решим уравнение:

3x+2=4x2+x;3x + 2 = 4x^2 + x; 4x22x2=0;4x^2 — 2x — 2 = 0; 2x2x1=0;2x^2 — x — 1 = 0; D=12+42=1+8=9, тогда: D = 1^2 + 4 \cdot 2 = 1 + 8 = 9, \text{ тогда: } x1=1322=24=0,5иx2=1+322=44=1;x_1 = \frac{1 — 3}{2 \cdot 2} = \frac{-2}{4} = -0,5 \quad \text{и} \quad x_2 = \frac{1 + 3}{2 \cdot 2} = \frac{4}{4} = 1;

Выполним проверку:

3x+2=3(0,5)+2=1,5+2=0,5;3x + 2 = 3 \cdot (-0,5) + 2 = -1,5 + 2 = 0,5; 4x2+x=4(0,5)20,5=10,5=0,5;4x^2 + x = 4 \cdot (-0,5)^2 — 0,5 = 1 — 0,5 = 0,5; 3x+2=31+2=5;3x + 2 = 3 \cdot 1 + 2 = 5; 4x2+x=412+1=5;4x^2 + x = 4 \cdot 1^2 + 1 = 5;

Ответ: 0,5-0,5.

б) f(3x+2)<f(4x2+x);f(3x + 2) < f(4x^2 + x);

Первое число находится на отрезке при:

13x+21;-1 \leq 3x + 2 \leq 1; 33x1;-3 \leq 3x \leq -1; 1x13;-1 \leq x \leq -\frac{1}{3};

Второе число находится на отрезке при:

14x2+x1;-1 \leq 4x^2 + x \leq 1;

Первый случай:

4x2+x+10;4x^2 + x + 1 \geq 0; D=1244=116=15<0;D = 1^2 — 4 \cdot 4 = 1 — 16 = -15 < 0; a=4>1— при любом значении x;a = 4 > 1 \quad \text{— при любом значении } x;

Второй случай:

4x2+x10;4x^2 + x — 1 \leq 0; D=12+44=1+16=17, тогда: D = 1^2 + 4 \cdot 4 = 1 + 16 = 17, \text{ тогда: } x=1±1724=1±178;x = \frac{-1 \pm \sqrt{17}}{2 \cdot 4} = \frac{-1 \pm \sqrt{17}}{8}; (x1+178)(x1+178)0;\left( x — \frac{-1 + \sqrt{17}}{8} \right) \left( x — \frac{-1 + \sqrt{17}}{8} \right) \leq 0; 1178x1+178;\frac{-1 — \sqrt{17}}{8} \leq x \leq \frac{-1 + \sqrt{17}}{8};

Решим неравенство:

3x+2>4x2+x;3x + 2 > 4x^2 + x; 4x22x2<0;4x^2 — 2x — 2 < 0; 2x2x1<0;2x^2 — x — 1 < 0; D=12+42=1+8=9, тогда: D = 1^2 + 4 \cdot 2 = 1 + 8 = 9, \text{ тогда: } x1=1322=24=0,5иx2=1+322=44=1;x_1 = \frac{1 — 3}{2 \cdot 2} = \frac{-2}{4} = -0,5 \quad \text{и} \quad x_2 = \frac{1 + 3}{2 \cdot 2} = \frac{4}{4} = 1; (x+0,5)(x1)<0;(x + 0,5)(x — 1) < 0; 0,5<x<1;-0,5 < x < 1;

Ответ: (0,5;13]\left( -0,5; -\frac{1}{3} \right].

Подробный ответ:

Функция y=f(x)y = f(x) определена на отрезке [1;1][-1; 1] и убывает на этом отрезке.

а) f(3x+2)=f(4x2+x)f(3x + 2) = f(4x^2 + x)

Нужно решить уравнение f(3x+2)=f(4x2+x)f(3x + 2) = f(4x^2 + x). Так как функция f(x)f(x) убывает на отрезке [1;1][-1; 1], то из равенства значений функции на разных аргументах следует, что сами аргументы должны быть равны, если они принадлежат области определения функции.

Шаг 1: Решаем уравнение

Уравнение, которое нам нужно решить, выглядит так:

3x+2=4x2+x3x + 2 = 4x^2 + x

Переносим все члены на одну сторону:

3x+24x2x=03x + 2 — 4x^2 — x = 0

Приводим подобные члены:

4x22x2=04x^2 — 2x — 2 = 0

Теперь поделим обе стороны на 2, чтобы упростить коэффициенты:

2x2x1=02x^2 — x — 1 = 0

Это стандартное квадратное уравнение. Для его решения используем дискриминант.

Шаг 2: Находим дискриминант

Дискриминант квадратного уравнения ax2+bx+c=0ax^2 + bx + c = 0 вычисляется по формуле:

D=b24acD = b^2 — 4ac

В нашем уравнении a=2a = 2, b=1b = -1, c=1c = -1. Подставляем значения:

D=(1)242(1)=1+8=9D = (-1)^2 — 4 \cdot 2 \cdot (-1) = 1 + 8 = 9

Шаг 3: Находим корни уравнения

Корни квадратного уравнения находятся по формуле:

x=b±D2ax = \frac{-b \pm \sqrt{D}}{2a}

Подставляем значения:

x1=(1)922=134=24=0,5x_1 = \frac{-(-1) — \sqrt{9}}{2 \cdot 2} = \frac{1 — 3}{4} = \frac{-2}{4} = -0,5 x2=(1)+922=1+34=44=1x_2 = \frac{-(-1) + \sqrt{9}}{2 \cdot 2} = \frac{1 + 3}{4} = \frac{4}{4} = 1

Итак, мы получили два корня уравнения: x1=0,5x_1 = -0,5 и x2=1x_2 = 1.

Шаг 4: Проверка решения

Теперь необходимо проверить, что оба корня удовлетворяют исходному уравнению.

Подставляем x=0,5x = -0,5:

Для левой части:

3x+2=3(0,5)+2=1,5+2=0,53x + 2 = 3 \cdot (-0,5) + 2 = -1,5 + 2 = 0,5

Для правой части:

4x2+x=4(0,5)20,5=40,250,5=10,5=0,54x^2 + x = 4 \cdot (-0,5)^2 — 0,5 = 4 \cdot 0,25 — 0,5 = 1 — 0,5 = 0,5

Левая и правая части равны, значит, x=0,5x = -0,5 является решением.

Подставляем x=1x = 1:

Для левой части:

3x+2=31+2=53x + 2 = 3 \cdot 1 + 2 = 5

Для правой части:

4x2+x=412+1=4+1=54x^2 + x = 4 \cdot 1^2 + 1 = 4 + 1 = 5

Левая и правая части также равны, значит, x=1x = 1 тоже является решением.

Ответ: x=0,5x = -0,5.

б) f(3x+2)<f(4x2+x)f(3x + 2) < f(4x^2 + x)

Теперь решим неравенство f(3x+2)<f(4x2+x)f(3x + 2) < f(4x^2 + x). Так как функция f(x)f(x) убывает на отрезке [1;1][-1; 1], то неравенство f(3x+2)<f(4x2+x)f(3x + 2) < f(4x^2 + x) эквивалентно:

3x+2>4x2+x3x + 2 > 4x^2 + x

Решаем это неравенство.

Шаг 1: Переносим все члены на одну сторону

3x+24x2x>03x + 2 — 4x^2 — x > 0

Приводим подобные члены:

4x2+2x+2>0-4x^2 + 2x + 2 > 0

Умножим обе части неравенства на 1-1 (при этом неравенство изменит знак):

4x22x2<04x^2 — 2x — 2 < 0

Шаг 2: Находим дискриминант

Для решения неравенства используем дискриминант. Сначала преобразуем неравенство в квадратное уравнение:

4x22x2=04x^2 — 2x — 2 = 0

В данном уравнении a=4a = 4, b=2b = -2, c=2c = -2. Вычислим дискриминант:

D=(2)244(2)=4+32=36D = (-2)^2 — 4 \cdot 4 \cdot (-2) = 4 + 32 = 36

Шаг 3: Находим корни

Корни уравнения находятся по формуле:

x=b±D2ax = \frac{-b \pm \sqrt{D}}{2a}

Подставляем значения:

x1=(2)3624=268=48=0,5x_1 = \frac{-(-2) — \sqrt{36}}{2 \cdot 4} = \frac{2 — 6}{8} = \frac{-4}{8} = -0,5 x2=(2)+3624=2+68=88=1x_2 = \frac{-(-2) + \sqrt{36}}{2 \cdot 4} = \frac{2 + 6}{8} = \frac{8}{8} = 1

Таким образом, корни уравнения: x1=0,5x_1 = -0,5 и x2=1x_2 = 1.

Шаг 4: Исследуем знак выражения

Теперь исследуем знак выражения 4x22x24x^2 — 2x — 2. Мы знаем, что это парабола, направленная вверх (так как коэффициент при x2x^2 положителен).

Парабола пересекает ось xx в точках x1=0,5x_1 = -0,5 и x2=1x_2 = 1. Мы хотим найти, на каком промежутке выражение 4x22x24x^2 — 2x — 2 отрицательно. Это происходит между корнями, то есть для 0,5<x<1-0,5 < x < 1.

Ответ: (0,5;13]\left( -0,5; -\frac{1}{3} \right].

Итоговое решение:

Ответ для пункта (а): x=0,5x = -0,5.

Ответ для пункта (б): (0,5;13]\left( -0,5; -\frac{1}{3} \right].



Общая оценка
3.9 / 5
Комментарии
Другие предметы